Белгородский биолог Алексей Хмыров: Если мы добьёмся стерильности, человек умрёт
Фото: Сергей Кудрин
Учёные считают, что населяющие наш организм микробы составляют ещё один орган человека. Он ничуть не менее важен, чем головной мозг. Доказано, что микроорганизмы влияют на наше поведение, здоровье, характер и даже вкусовые пристрастия. О том, что такое микробиом, почему одни бактерии защищают, а другие могут быть опасны, сколько килограммов чужой жизни носит каждый человек, и можно ли прожить в стерильной среде – наш разговор с кандидатом биологических наук, членом общественного совета министерства здравоохранения Белгородской области Алексеем Хмыровым.
Почему не работает «Мойдодыр»?
– Алексей Владимирович, большинство хомо сапиенсов думает, что мы существуем в такой условно стерильной среде, очищенной от микробов. И стоит попасть в организм какой-нибудь палочке, нужно сразу же пить антибиотики. Думаю, что для многих наших читателей станет откровением, что мы существуем в симбиозе с микроорганизмами.
– Действительно, есть люди, которые свято верят и умирают с пониманием, что они живут в мире сами по себе. А если и угрожает какая-то инфекция, то помыл руки – и избавился от неё. Это люди, которые выросли на «Мойдодыре». У них представление об окружающем мире и месте человека в нём примерно, тридцатых годов прошлого века. Причём мыть руки, считают они, надо именно хозяйственным мылом, в котором 72 % щелочи, чтоб уже наверняка всё смыть.
– С другой стороны, ничего нет плохого в том, чтобы мыть руки?
– Верно, правило чистых рук действительно работает, когда население не воспитано и его нужно приучить к элементарному соблюдению норм личной гигиены: мыть руки после туалета, после улицы, перед едой… Вот, кстати, пример. Есть такой вирус Коксаки, его простое английское название «синдром ноги-руки-рот». Чаще всего у нас это заболевание называют ротавирусная инфекция. Он относится к семейству энтеровирусов. Путь его распространения прост: человек ходит босиком в бассейне, потом трогает ноги, инфекция попадает в рот. Как правило, в конце лета – осенью, когда россияне возвращаются из Турции, пансионатов Краснодарского края, где проводили отпуска, в детских садах начинается всплеск вируса Коксаки. Так что мыть руки, конечно, полезно.
– Допустим, я помыла руки, сколько они будут у меня чистыми?
– Полчаса, пять минут, две минуты – в зависимости от того, где вы находитесь.
– На работе в офисе.
– Полчаса, если вы не будете ничего трогать. Когда осядет пыль, руки снова станут грязными.
Мир на вкус
– По мнению большинства, микроб – это что-то вредоносное. При этом человек умудряется жить в симбиозе с различными микробами.
– Верно. Если мы возьмём среднестатистического человека весом 75 килограммов, то в нём живёт от двух до трёх килограммов микроорганизмов.
– У женщин и мужчин этот показатель отличается?
– Нигде об этом не написано, но я думаю, что отличается. Просто женщина весит меньше, соответственно, у неё и меньшее количество «поселенцев». К тому же площадь кожи у всех представительниц прекрасного пола разная, как и площадь кишечника.
– Микробы живут не только внутри организма?
– Они заселили и все участки кожи. Вот, что интересно: в человеческом теле около триллиона клеток. А бактерий, населяющих нас, в десятки раз больше. Большая часть колоний сосредоточилась в кишечнике, они образуют фактически орган, который называют микробиомом.
– Мы рождаемся с этим запасом бактерий, или он формируется в процессе жизни?
– Когда ребёнок проходит по родовым путям, он получает первый защитный слой от матери, как бы «одевается» в бактериальную одежду.
– А если малыш появился на свет благодаря кесареву сечению?
– Очень много фактов описано в литературе, что чаще всего такие дети имеют проблемы с кишечником: дисбактериоз, дисбиоз.
– Как происходит дальнейшее формирование иммунитета?
– Вторая защита, она самая главная – это колостральный иммунитет. Раньше новорождённого давали матери на вторые сутки, что было катастрофой. Сейчас, к счастью, этот подход изменился. Чем раньше мать приложит ребёнка к груди, чтобы он получил молозиво, тем дольше у него сохраняется колостральный иммунитет. Молозиво густое, оно насыщено иммуноглобулинами. Мама отдаёт ребенку самое ценное, чтобы защитить его изнутри. Сейчас учёные подтверждают, что если ребёночек не пил молозива и материнского молока, то в 90 % случаев у него будет сахарный диабет.
Грибки питаются антибиотиками
– Что происходит с иммунитетом потом?
– Начинается третий период, когда малыш начинает изучать окружающий мир. А делает он это одним способом– запихивая всё в рот. Таким образом он пробует мир на вкус. На предметах находится большое количество бактерий. Они попадают внутрь организма ребёнка. Это можно назвать примером искусственной фаунизации, когда микробы заносятся в организм. Здесь всё зависит от условий, в которых это происходит. Скажем, поддерживается в квартире санитарный порядок или нет.
– То есть, надо просто пропылесосить, помыть пол, вытереть пыль. Стремиться к какой-то стерильности неправильно?
– И даже глупо. Есть такое понятие в биологии – «без специфических патогенов» (SPF) – это животные, абсолютно очищенные от патогенной микрофлоры. Но они не стерильны. Если мы добьёмся абсолютной стерильности, то человек и любое животное погибнет. Потому что весь кишечник наполнен бактериями, которые условно патогенны или не патогенны. Они заняты очень важным делом – переваривают пищу.
– Для нас?
– И для себя тоже. Кроме этого, у них есть ещё одна важная функция – защитная. Возьмём, например, сенную палочку, Bacillus subtilis. Когда эта бактерия попадает в организм в виде пробиотика, то начинает выдавливать патогенную микрофлору, ту же клостридию, кишечную палочку, сальмонеллу из кишечника. Это происходит за счёт выделения ферментов и биоцинов – они похожи по своему действию на антибиотики. А когда сенная палочка попадает в лимфоидную ткань, то макрофаги начинают выбрасывать в больших количествах иммуноглобулины, которые являются основной защитой человека.
– Микробиота представлена только бактериями?
– В неё входят также вирусы и простейшие. Ещё и паразиты, кстати. Человек – как многоэтажный дом, на каждом этаже – свои жильцы. Самое главное – не навредить ему лекарственными средствами. Допустим, человек начинает принимать антибиотики против каких- то бактерии, и они погибают. Но свято место пусто не бывает. На этом фоне происходит рост грибков, потому что бактерии съедали питательные вещества, а грибки питаются антибиотиками, они сами его производят. И когда поменяется статус микрофлоры в кишечнике, туда ринется огромное количество патогенов.
– А если антибиотики назначил врач по показаниям?
– То обязательно вместе с ними, или уже на третий день, нужно начинать принимать пребиотики, которые помогут заселить кишечник полезными жильцами. Кишечник не гладкий, как труба водопровода, там есть ворсинки, и микробы должны заполнить межворсинное пространство.
Человек произошёл от бактерий и вирусов?
– С одной стороны, бактерии нам помогают, с другой – мы от них защищаемся. Как понять, какие представители микромира наши друзья, а какие – враги?
– Есть такая бактерия – Escherichia coli. Это кишечная палочка, которая является и положительной (кишечник без неё работать не будет), и условно патогенной, потому что её штамм может вызывать заболевание эшерихиоз. Его ещё называют расстройством желудка.
– А как она переходит из одного состояния в другое?
– Это разные штаммы бактерии. Играет роль и место, где человек её подцепил. Допустим, где-то на выезде он встретился с патогенной бактерией. А в домашних условиях палочка вполне может быть безвредной и даже вполне дружелюбной.
– Это напоминает параллель с приручёнными домашними животными и дикими зверями.
– Более того, когда у человека меняется физиологическое состояние под воздействием стрессов, плохого питания, переохлаждения, тогда идёт рост либо условно патогенных, либо полностью патогенных микробов. У любого человека могут быть в организме и хорошие бактерии и плохие. Та же туберкулёзная палочка живёт во всех людях. Но большинство из нас с ней справляется за счёт высокого уровня иммунитета. В помощь идут иммуноглобулины и статус кишечника. Если кишечник работает идеально, обеспечивая организм питанием, то он успешно защищает себя сам.
– Получается, мы влияем на бактерии, а они – на нас?
– По некоторым данным, до 15 % генов человека были ранее генами вирусов. Они встраивались в наш геном в течение всей эволюции. К тому же сегодня уже научный факт, что микробиом вырабатывает вещества, напоминающие нейромедиаторы и гормоны. Точно так же, как нейроны головного мозга – клетки энтеральной нервной системы. Причём они легко преодолевают гематоэнцефалический барьер – мембрану, которая отделяет мозг от кровеносной системы. Так сложилось в процессе эволюции. Микробиом должен реагировать на любой патоген, попавший в организм, ещё до того, как подаст сигнал головной мозг. Он стоит на первой линии обороны от инфекций.
– Если так дальше пойдёт, мы скоро будем разговаривать со своими микробами. Можно сказать, какие основные виды бактерий населяют микробиом здорового человека?
– Учёные считают, что это восемь ключевых видов, в том числе бифидобактерии, фекалибактерии, лактобактерии, аккермансии. Важно правильно питаться, есть много белковой пищи, кисломолочных продуктов, овощей, фруктов, каш. Это поможет сохранить бактериальный баланс.
– Колонии микроорганизмов, с которыми мы живём, меняются в течение жизни?
– Бактерии делятся каждые четыре часа. За 18 часов они могут создать из одной клетки большую колонию. И то, что они так быстро меняются, неприятная вещь. Живут бактерии в основном недолго. Но среди них есть удивительные долгожители. Например, наша любимая сибирская язва может прожить вне живого организма 250 лет и больше.
– Почему любимая?
– Она специфична для Белгородской области. Как известно, Белгородская засечная черта была создана в XVI веке. Крымские татары приходили сюда, чтобы брать в плен русских, в основном женщин и детей. Шли воины, ехали конные, гнали впереди стадо. Через нашу область шло три пути – Муравский, Изюмский и Кальмиусский шляхи. В результате происходил перенос колоссального количества инфекций, на дорогах лежал падший скот, умерший от разных болезней. Все эти кости больных животных, умерших людей по-прежнему лежат где-то в белгородской земле. Поэтому у нас до сих пор остаётся возможность появления сибирской язвы. Последний раз случай заболевания был в 2016 году в Чернянском районе. Жители начали добывать песок, раскопали его где-то, притащили к себе домой. Заразились животные. Люди, к счастью, не заболели, но была большая вероятность заражения. Это то, о чём предупреждают специалисты: если вы нашли в земле кости, зубы, какие-то останки, не тащите всё это домой. Можно принести серьёзные проблемы. Пока нам удаётся этого избежать. Надеюсь, так будет и впредь.
Беседовала Виктория Передерий
Фото: личный архив