Водитель особенной машины. Как от каната зависит добыча руды в карьере ЛГОКа
Сегодня в России отмечается профессиональный праздник – День автомобилиста. О работе спецавтомобиля рассказал водитель канатоукладчика Сергей Жеглов.
В первый раз Сергей оказался за рулём авто… в пять лет. Отец, видя интерес мальчишки, усадил его к себе на колени и дал покрутить большущий тёплый руль. И пусть машина стояла в гараже и никуда не ехала, первые ощущения стали незабываемыми.
Первая встреча
Примерно такой же почти детский восторг Жеглов испытал, когда три года назад ему доверили управлять уникальной для Лебединского ГОКа техникой — канатоукладчиком на базе КАМАЗа.
Познакомился с «новичком» задолго до его прибытия на комбинат. Мой напарник Александр Дюкарев ездил забирать машину на завод спецтехники в город Миасс Челябинской области. Оттуда прислал несколько снятых на телефон фото — похвастаться! Я водил разный транспорт, в том числе и КАМАЗ, поэтому, когда сам сел за руль, то почувствовал себя как дома. Были, конечно, гордость и радость, ведь такая машина на предприятии одна, особенная! Но и лёгкий мандраж присутствовал. Думал: «С неё пылинки придётся сдувать!»,
— рассказал Сергей.
Канатоукладчик оказался непривередливым: не капризничает и не подводит. Будто он живой и понимает, что без него в рудной чаше комбината будет сложно.
Ускоренная помощь
Спецтехника под управлением Сергея и его коллег необходима для замены стальных канатов экскаваторов. Тросы — ключевой элемент системы, которая управляет движением стрелы и ковша. Если они рвутся, агрегат не может продолжать добычу руды.
И тут как раз спешит на помощь водитель канатоукладчика: принимает заказ от механика участка — какой длины и диаметра необходим трос (для каждой модели экскаватора — свои параметры). На складе находит нужный, цепляет к расположенным на платформе машины бобинам и накручивает трос на них. «Это как перематывать плёночную кассету», — провёл аналогию Жеглов. На намотку и доставку троса в забой уходит не более получаса.
Без нас пришлось бы вызывать КРАЗ или БелАЗ, грузить в него катушки с тросами с помощью автокрана. Везти на место, там опять краном выгружать. Бобины будут лежать на земле, когда экскаваторщики начнут их разматывать — получатся петли. Одна морока! Да и времени уйдёт много, а простоев допускать нельзя. С канатоукладчиком замена проходит в разы быстрее,
— пояснил Сергей.
Евгения Шехирева
Фото: Николай Рыбцев