Не только буква «Р». Откуда берутся «фефекты фикции» и что может современный логопед
Фото: студия развития речи "Логополис"
Почему важно правильно разговаривать, с чем могут быть связаны проблемы с речью у детей, почему нынешние дети всё чаще говорят, как мультгерои и, самое главное, где это можно исправить, корреспонденту Go31.ru рассказала руководитель студии развития речи «Логополис» Надежда Погорелова.
Надежда уже более 15 лет в профессии. После окончания НИУ БелГУ работала в муниципальном детском саду и частном дошкольном учреждении. Имела многолетнюю частную практику. Сейчас руководит студией развития речи «Логополис».
В 2021 году ей присвоено звание «Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации». Надежда Погорелова – одна из соавторов сборника методических рекомендаций для родителей и учителей-логопедов по ранней помощи, по предупреждению речевых нарушений для детей раннего возраста.
Go31.ru: В каком возрасте надо обратить внимание на проблемы с речью у ребёнка и обратиться к логопеду?
Надежда Погорелова: Ребёнка нужно обязательно показать логопеду в два года. В этом возрасте малыш уже говорит простые слова и строит отдельные короткие фразы. Если он этого не делает, или вообще молчит, то это тревожный сигнал. Даже если родителям кажется, что ребёнок все понимает!
Логопед проведет диагностику речевого развития и уже дальше построит коррекционный маршрут. Если возникнет такая необходимость, то логопед может направить на дополнительные обследования к смежным специалистам, таким как лор, невропатолог, психиатр, ортодонт и другим.
В большинстве своём родители очень поздно начинают обращаться за помощью к логопеду, и упускают как раз то время, когда можно развивать речь ребёнка играючи, без напряжения. С дошкольниками все занятия проводятся в игровой форме, так как это ведущий вид деятельности, ребёнку, естественно, интересно, и он неосознанно «работает» над своей речью. В более старшем возрасте у ребенка должна быть сформирована мотивация.
А получается, что в 6 – 7 лет, когда надо идти в школу, оказывается, ребёнок не только пол алфавита не выговаривает, но ещё и плохо понимает речь других. Поэтому не слушайте соседей, что заговорит, выговорится и так далее, а вовремя обращайтесь за консультацией к специалистам!
Какие проблемы могут быть у ребёнка, если вовремя не заняться коррекцией речи?
Игнорирование речевых трудностей у детей может привести к серьёзным последствиям.
Это проблемы в школе, дети могут испытывать трудности в обучении чтению (дислалия), письму (дисграфия) и другим навыкам, связанным с грамотностью (дизорфография). Это может создать дополнительные трудности на уроках, неуспеваемость, и, естественно, привести к формированию низкой самооценки. Ребёнок будет просто неуспешен, из-за чего могут появиться и укорениться психологические комплексы. Так же ребёнок может стать объектом буллинга.
Если речевые трудности не решаются в детстве, они могут перейти и во взрослую жизнь, в некоторых случаях это ограничение профессиональных возможностей, трудности при поиске работы и продвижении по карьерной лестнице.
Чтобы избежать этих негативных последствий, важно своевременно заниматься решением речевых проблем у детей, а самым благоприятным периодом для коррекции речевых нарушений является дошкольный возраст.
Мы замечаем сейчас, что у нынешних детей и подростков всё больше проблем с речью. Как вы думаете, почему это происходит?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что причины могут быть разнообразны. Но хочу отметить тот факт, что родители практически не разговаривают со своими детьми. Сейчас век цифровых технологий, поэтому дети с младенчества с теми или иными гаджетами, но никакой гаджет не заменит живого общения. Когда мама наклоняется над кроваткой малыша, он не только слышит её голос, он смотрит на артикуляцию, движение губ, видит, как она говорит.
Дети любят подражать взрослым, а если они с ними не общаются? В моей практике были случаи, когда дети подражали любимым мультгероям из «МИМИмишек», у которых рот нарисован сбоку, и дети говорили так же.
Помимо этого, многие родители не предают значения пальчиковым, подвижным играм, не знают, как и в какие можно и нужно играть в том или ином возрасте. Для таких родителей у нас есть группа «Умка», где занятия детей от 2 лет проходят вместе с родителями. В таких группах родители вместе со своими детьми, под чутким руководством педагога приобретают новые навыки.
Почему важно заниматься именно со специалистом, а не по различным онлайн-урокам, которые могут найти в интернете родители?
Родители просто не знают возрастных особенностей развития речи.
Помимо этого, они не владеют специальными методами и средствами развития речи.
И если у вас болит зуб, вы же его не лечите самостоятельно? Правда? Поэтому если у вашего ребёнка трудности с речью, обратитесь к специалисту.
Какие основные направления работы студии развития речи «Логополис»?
Это консультативно-диагностический прием, коррекционно-развивающая деятельность которая проходит как в групповом, так и в индивидуальном формате. В нашей студии есть возможность использовать аппаратные методы коррекции речи, такие как – метод нейросенсорной стимуляции «Томатис», «Моби», «Мерсибо ритм» и другие. Это даёт возможность повысить эффективность занятий и сократить сроки коррекции.
Надежда, почему вы решили стать логопедом?
Выбор профессии был не случаен, в этом и есть моё призвание. Мой родной брат – инвалид с детства, и я мечтала стать врачом, но став старше, поняла, что не всё можно лечить. Есть замечательные люди, которые помогают детям с особенностями в развитии адаптироваться в этом мире. Название им -коррекционные педагоги. И я рада, что могу быть одним из них.
Как обратиться в ваш центр со своими проблемами?
Студия развития речи «Логополис» находится в Белгороде по адресу: проспект Славы, 35 (вход с улицы Чумичова). Связаться можно телефону +7 (904) 534-534-9, а узнать подробности в нашей группе ВКонтакте.Реклама, ИП Погорелова Н.Н., ИНН 312320192282