«Меня заставляли признаться в преступлении». Задержанный за поджог Z в Белгороде рассказал о давлении
В Свердловском районном суде Белгорода избрали меру пресечения предполагаемому поджигателю буквы Z на проспекте Ватутина. Во время заседания обвиняемый рассказал, зачем приехал в регион из Калининграда.
Стоящий в наручниках и кандалах – 28-летний Илья Ч. Он рассказал, что приехал из Калининграда в Белгород в конце августа, так как давно хотел сменить город. Здесь он снял комнату в общежитии в центре и проработал полмесяца, надеясь, что сможет заработать больше денег. Прокурор Маргарита Ставинская сразу поинтересовалась: зачем он приехал именно в Белгород? Тем более, когда этот город находится в потенциально опасной зоне рядом с Украиной.
– В Калининграде, своём родном городе, у вас не было возможности поменять работу и получать более высокую зарплату? То есть вы в Калининграде этого не делали и посчитали, что в прифронтовом городе вы можете это сделать. Правильно? – спрашивает прокурор.
– Я не знал, что это прифронтовой город.
– Вы газеты не читаете?
– Нет. Я не знал, – утверждает мужчина.
– А в интернете вы общаетесь с кем-то?
– Со своим другом.
– Вы не знали, какие сейчас события происходят? Знаете расположение Белгорода относительно республики Украина?
– Многие события происходят. Знал.
Вечером 19 сентября, спустя день, как загорелась Z, подозреваемого доставили в изолятор временного содержания. В день задержания у подсудимого нашли дома взрывчатку, которой, по словам адвоката Евгении Сусловой, там не было ранее.
С учётом оглашённых показаний подозреваемого о пытках со стороны неустановленных лиц, которые забрали у него ключи от комнаты, вставляли ему в руки неизвестные предметы, а затем привезли его на место происшествия и передали его оперативно-следственной группе отдела полиции, а потом неожиданно в его комнате обнаружили взрывное устройство, это вызывает большие сомнения в причастности подсудимого к столь тяжкому преступлению [приобретению и хранению оружия],
– огласила Суслова.
Также защитница заявила – к её доверителю 23 сентября три раза приходили и оказывали психологическое давление. Именно в тот день в сети появились фото, которыми адвокат поделилась с общественностью: на них видны следы пыток. Немногим позже её тезис про давление подтвердил подсудимый, отметив, что не знает фамилии тех, кто к нему ходил. Про предполагаемые физические истязания говорить он не стал.
Предполагаю, что это был заместитель начальника первого отделения вместе со своим коллегой. Не знаю, как его зовут и кто он по должности. Они пытались заставить меня дать показания, что я это я совершил поджог, что это было по политическим мотивам. Во второй раз ко мне приходил оперативник, который допрашивал меня ранее. Было то же самое – я должен был дать показания. В третий раз, ближе к вечеру, была аналогичная ситуация,
– рассказал подсудимый.
Прокурор в ответной реплике указала, что официальных сведений о том, что подозреваемому нанесли побои, суду не показали. Более того, следствие только началось, но даже той малой части доказательств, которую уже собрали, якобы хватит для признания вины.
Каких-либо сведений о том, что к подсудимому применяли насилие, не предоставлено. Об этом даже никто не заикается. Следствие только начинается. Поверьте мне – будет много удивительных обстоятельств, которые подтверждают вину Ильи Ч. Это всё впереди. Ряда документов ещё нет в силу процессуальных обстоятельств, но даже тех доказательств, которые уже предоставили суду, достаточно, чтобы говорить о причастности обвиняемого к преступлениям,
– выступила Ставинская.
Сторона обвинения настаивала на заключении в СИЗО. Сестра подсудимого попыталась добиться поручительства за родственника – у неё и супруга есть просторный дом в Воронеже, в котором они могут выделить комнату для обвиняемого на время следствия и взять ответственность за его надлежащее поведение. Однако доводы защиты не убедили – прокурор узнала, что подсудимый нечасто общался с сестрой, а его характеристика как «доброго, тихого, спокойного и застенчивого человека» могла поменяться с 2021 года, так как именно тогда сестра видела брата в последний раз.
Суд отправил подозреваемого в СИЗО на два месяца, полностью удовлетворив ходатайство обвинения. Решение могут обжаловать в апелляционной инстанции.