В гостях у моря: кто почешет нос акуле Мартину?
Обед у морских обитателей аквариума в «МегаГринне» – любимое зрелище многих белгородцев. Они приходят сюда как в океанариум, чтобы понаблюдать за рыбами. Иногда удаётся подсмотреть любопытнейшие сцены из жизни морской фауны. Журналист Go31 узнала у дайверов, есть ли у рыб привычки, помнят ли они свои имена и насколько это опасно – кормление акул?
Кот-переросток
Обед у морских питомцев всегда по расписанию. Пока мелкие глупые рыбёшки – обитатели рифов спинороги, рыбы-клоуны, золотые каранги, рыбы-хирурги – хаотично носятся по аквариуму, поближе к руке кормящей подплывают более крупные обитатели этого водного мира. С достоинством, неторопливо приближается серый групер, поднимают свои змеиные мордочки из нор мурены, сужают стремительные круги белоперая и черноперая акулы.
Но главный здесь – и по возрасту, и по размерам –акула-зебра Мартин, добряк даже по меркам своего незлобивого рыбьего племени. В детстве акулята этого вида покрыты полосками, которые с возрастом переходят в пятна, отсюда и название. Судя по окрасу, Мартин давно пересёк экватор своей жизни, он, наверное, ощущает себя этаким патриархом семейства.
Акула не особо голодна, и еду берёт с таким видом, словно не хочет никого обидеть. Огромная рыба крутится под рукой, точно морской кот-переросток, то заигрывает с дайвером, то отплывает от него. Сходство с большим котом придаёт необычный длинный хвост без нижней лопасти, которая практически атрофировались. Мартин ждёт ласки. Аккуратно, чтобы не сделать неприятно, водолаз опускает руку на забавный толстый нос с двумя короткими усиками возле каждой ноздри акулы, и та замирает в экстазе. Мартин готов лежать так часами. Делай с ним что угодно: хоть поднимай на руки и танцуй, хоть уколы коли.
Именно так мы и лечили этого друга, когда у него была инфекция. В аквариум погружались два дайвера. Пока один чесал акуле нос, второй аккуратно искал место в районе хвоста, чтобы сделать инъекцию. Использовали обычный шприц, пятёрку. У акулы очень крепкая чешуя, могла игла поломаться. Приходилось вводить лекарство под чешуйку,
– рассказывает техник-водолаз Ярослав Гавриличенко.
Своих не едят
В аквариуме «МегаГринна» живёт около 200 разных видов морских обитателей. 120 тонн воды для них вполне достаточно, чтобы чувствовать себя здесь почти как дома. Кто-то плавает на поверхности и виден зрителям, кто-то заселил дно, спрятался под камнями, зарылся в песок и превратился в невидимку. Разглядеть червей, моллюсков, крабов практически невозможно.
Секрет совместного существования, во-первых, в верном подборе обитателей. Несовместимых рыб здесь нет. Они пересекаются в природной среде, у каждого своя зона обитания. Играют свою роль количество животных, правильная кормёжка и регламент: рыба знает, что обязательно получит еду в определённое время. Несколько раз в день даётся растительная пища и один раз – белковая. Кормят хищников в основном рыбой и морепродуктами: лангустинами, креветками, мидиями. Как витаминная подкормка идёт охлаждённая речная рыба и раки. Некоторым питомцам необходим хитин для нормальной жизнедеятельности. Раз в неделю устраивают разгрузочный день, чтобы рыбы не толстели. Единственное исключение делают для акул: у них от голода может проснуться охотничий инстинкт, без подкормки не обойтись.
При таких условиях у обитателей аквариума нет желания есть друг друга, агрессия появляется в период размножения или сезонных колебаний, когда рыба начинает охотиться. Например, групер в природе охотится на акул. В естественных условиях он вырастает до пяти метров. Наш около полутора метров, больше не вырастет и ведёт себя спокойно,
– рассказывает Ярослав.
– Но ласкаться не любит?
– Нет, у него другой характер. Хотя гладить себя даёт.
– На ощупь рыбы какие?
- Разные. Чернопёрая акула шершавая, как наждачка. Плавает близко к поверхности. У её ближайшей родственницы белопёрой акулы, наоборот, нежная и шелковистая кожа. Это донная рыба. Более непохожих родственников ещё поискать. Некоторые виды акул могут втягивать воду, когда находятся в покое. Большинству же их сородичей для дыхания приходится все время двигаться, чтобы вода постоянно обмывала жабры. Чернопёрым акулам, например, движение необходимо. А Мартин может лежать на дне. Он, кстати, тоже шероховатый. Мурены очень мягкие на ощупь, как бархатные. Ещё один распространённый миф – агрессивность акул. Белая акула, увидев силуэт, может случайно напасть на человека, перепутав его с тюленем, но специально охотится за представителем нашего вида она не станет.
Завод
Вместе с техническими помещениями аквариум занимает пять этажей. Только представьте масштаб технической поддержки искусственно созданного морского мирка. Целый завод. Сложная техника и уникальные разработки контролируют всё – от кислотности воды, насыщения кислородом, температуры, степени очистки – до наличия специальных микроорганизмов, необходимых для поддержки биосистемы. Самое сложное – приблизить воду к естественному составу Красного моря.
А ещё для работы аквариума нужна целая команда профессионалов. Здесь работает пять человек: два водолаза, аквариумистка, несколько техников. Руководит коллективом Алексей Пожидаев.
Рыбий ресторан и медицинский пункт
Работает служба эксплуатации аквариума круглосуточно. Наша экскурсия началась с комнаты отдыха для персонала. Рядом с ней – кухня для морских питомцев, где в морозильной камере хранятся морепродукты, и небольшой медицинский пункт.
Аквариумистка Алёна Позднякова показала тесты для контроля качества воды, они позволяют измерять уровень нитритов, нитратов и другие показатели. В лабораторном шкафчике хранятся инструменты для микроскопа, с их помощью можно изучить водоросли, которые растут в аквариуме, или провести операцию на рыбе. Лечат рыб лекарствами, сходными с человеческими. У хвостатых не бывает простудных заболеваний, сквозняки им не страшны. Главные враги морских обитателей – бактериальные инфекции и паразиты. Инструменты нужны для вскрытия, если питомец погибает. Рядом на полках находятся подкормки, ламинария, необходимая для йодного баланса, витамины. А в соседнем помещении – душевая и раздевалка с неопреновыми костюмами и техникой для погружения. Весит один такой комплект около 20 килограммов. Для худенькой Алёны – весьма ощутимо. В гости к рыбам, в основном, ныряют мужчины.
Бассейн
Этажом выше аквариум выглядит как бассейн с открытой палубой. Благодаря подсветке появляется эффект зеркального отражения. Рыбы, предчувствуя скорый перекус, подплывают к поверхности, только мордочки не высовывают в ожидании еды. Обед с дайвером полагается только для крупных рыб, мелочь ест корм с поверхности.
Ещё сверху в аквариуме видны водоросли – красные, зелёные, бурые. Дно далеко внизу – чувствуется почти четырёхметровая глубина. На стене искусственного водоёма обосновалась кальцевая водоросль.
Живность приехала к нам вместе с кусочками мёртвых рифов, она позволила со временем воссоздать нужную бактериальную среду. Кораллы, как правило, в таких аквариумах не живут, у них жёсткие требования к качеству воды. Но мы в качестве эксперимента посадили и вырастили коралл, приклеив кусочек специальным раствором к камню. Он вымахал огромный, а потом его начали есть какие-то жучки, сейчас боремся с этой напастью,
– рассказывает Алексей Пожидаев, пока мы ждём дайвера.
Ярослав заходит уже в гидрокостюме и с мешочком в руке, как настоящий рыбный Санта-Клаус. Он начинает погружаться в воду. В помещении остаётся контролёр – так требуется по технике безопасности. А мы спускаемся к аквариуму, чтобы посмотреть на процесс со стороны, как все зрители.
Плывут девчонки
Кормление рыб – это и часть шоу, и необходимость. Есть донные рыбы, например, мурены, которые сидят в своих пещерках. В природе муренам вообще опасно выходить оттуда, тело у них незащищённое. «Страшная» мурена – лёгкая добыча любого хищника. Стоит ей высунуться из норки, как она может попасть на зуб акуле. Поэтому такое кормление помогает есть хищницам и не идти против инстинкта.
У каждой рыбы свой рацион. Ярослав знает, какое лакомство протянуть питомцу. Мартина, например, больше держат на белковой диете, ему вредны калории, он и так толстенький.
Две подружки-мурены живут в норках рядом. По соседству с ними плавает групер: в природе они часто и селятся, и охотятся вместе. Групер загоняет добычу змееподобной хищнице в норку, а потом пища делится между двумя охотниками.
Ярослав даёт муренам креветок из пинцета. Они медленно и очень изящно тянутся за лакомством, широко открывая и закрывая рот, словно гурманы в экстазе. На самом деле рыбы так дышат. С помощью специального металлического манипулятора дайвер кормит белопёрую акулу лангустой. Больше никто не подплывает, знает: это её личная привилегия. Манипулятор нужен, чтобы случайно не попасть рукой ей в рот. Ей – это не фигура речи. Наша акула – дама. Кстати, большинство обитателей аквариума – слабый пол.
Биология мурен так устроена, что они рождаются девочками, а потом кто-то становится мальчиком. Но в нашем случае, видимо, они так и останутся девчонками. Крупные рыбы, те же акулы, имеют пол с рождения. А у тех, кто живёт в коралловых рифах, половая принадлежность может меняться в течение жизни, они всегда подстроятся под партнёра,
– рассказывает Алексей.
Очищают бактерии
Вся техническая поддержка аквариума размещается в подвальном помещении, которое больше напоминает бункер. Здесь работают мощные насосы, сложная техника по очистке и обогащению воды. Вся вода из аквариума каждый час стекает вниз по огромным трубам и поднимается вверх вновь. Поддерживать нужные свойства воды помогают разные устройства: компрессоры, теплообменники, обработка ультрафиолетом – всю умную технику и не перечислишь. Например, есть система, которая из обычной водопроводной воды делает дистиллят. Потом туда добавляется соль, тоже самодельная, чтобы воссоздать состав морской воды. А ещё мы увидели огромный закрытый чан, похожий на бак. В нём без света и кислорода живут древние анаэробные бактерии. Кормят эти микроорганизмы с помощью специальной помпы. У них особая роль: попадая в аквариум, бактерии снижают уровень нитритов и нитратов в воде. По составу вода в аквариуме оказывается даже лучше, чем в естественных условиях в Красном море.
На этом этаже организован карантин для вновь прибывающих рыб (так называемый акулятник) и зона содержания для старых обитателей аквариума, которым нужна изоляция. Акулятник имеет форму круглого бассейна, чтобы рыбы не ударились о стены: для дыхания некоторым видам акул нужно всё время двигаться.
Одинокая ежиха
Сейчас единственная обитательница этого места – старенькая рыба-ёж. Пенсионерка в силу возраста попадала всем обитателям аквариума на зубы. Никто её специально не обижал – ей доставалось за неповоротливость. Беднягу устали лечить от укусов и решили поселить отдельно.
Ёж – родственник рыбы-фугу. У иглобрюхих рыб оригинальный способ защиты от нападения: в момент опасности они заглатывают воду в растягивающийся желудок, так что их тело делается похожим на шар. Но в отличие от фугу, ёж может раздуваться только под водой. Если поднять рыбу-ежа из воды, она наполнится воздухом, да так и останется на поверхности, пока не погибнет. Спасти животное может только человек, он сдует воздух с помощью обыкновенной ложки. Судя по грустным, необыкновенно выразительным глазам, ежиха и сама не рада такому своему свойству.
Мы собираемся в ближайшее время приобрести несколько молодых ежей и морских звёзд, чтобы разнообразить фауну аквариума,
– поделился планами на будущее Алексей Пожидаев.
А я представила глубину и тишину Красного моря, на дне которого одиноко лежит акула-зебра. Дружелюбный добряк, вроде нашего Мартина. Мимо проплывают стайки фантастически раскрашенных рыбок, высовывают любопытные головки из нор мурены. Интересно, кто ему там чешет нос?
Виктория Передерий