Искусство
18:40, 22 февраля 2019 г.

«Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом». Правила жизни скульптора Сергея Дементьева

Искусство

Белгородский скульптор Сергей Дементьев, герой наших публикаций и интервью — автор эмоциональных и пластичных скульптур, художник, работающий в разных техниках, и в последнее время — в технике сварки из металла. В белгородском художественном музее в 2015 году проходила персональная выставка его металлических скульптур — «Конструкции внутри нас». Это думающий художник, который ищет способы точно передать образ, поделиться своими мыслями ощущениями с другими людьми через искусство. Сейчас Сергей Дементьев нуждается в помощи, и подробнее об этом мы рассказали в конце публикации. Go31 приводит цитаты из эксклюзивного интервью с художником.

Художник — это же не какое-то тщедушное существо с бантом и с кисточкой в классненькой мастерской, в белой рубашке. Есть ли такие вообще?

Сама работа над скульптурами интересна. Это может прозвучать как-нибудь чересчур пафосно, но действительно, когда доделываешь одну из вещей, хочется ещё пару недель с ней провести, разгадывая до конца.

Выставка скульптур «Конструкции внутри нас», белгородский худмузей, 2013 год. Автор фото Алла Григорьева

Выставку интересно делать. А когда уже всё готово, происходит событие, на которое ты уже не можешь влиять.

Открытие выставки — это событие, которое уже от тебя не зависит.

Скульптура — это вообще материально затратное искусство. Кроме того, что надо помещение для всего этого, условия. Тепло, вода, производственные площади. Скульптура, как и архитектура, это вообще искусство государственное. И государство, по идее, все эти условия и создаёт. Ну вот попробуй, построй сам себе здание.

Варить железяки — много способов. Не обязательно собирать из хлама, как я это делаю. Этой технологии тоже лет 30, и скульптуры есть по миру, и есть огромные. Это тут, в Белгороде, со своими «Конструкциями...» в худмузее я выгляжу как первооткрыватель.

Я такую скульптуру не очень люблю, когда образность достигается одной лишь детализацией, вычурной такой. Хочется спросить — а где тогда пол, стул, где это всё? Почему всю его жизнь так не изобразить? Интересно, слепливали ему детали в штанах?

Дизайн интерьеров, автор Сергей Дементьев. Фото из группы творческого объединения «Аврора-дизайн»

Дворника, бабушку с вязанием, девочку на шаре — делал харьковский скульптор Дима Иванченко, он автор. Кто бывал в Харькове, у метро Бекетова видел памятник — влюблённые целуются. Это его работа, он учился тогда курсе на третьем. И эта работа такая очень необычная, эмоциональная, даже для Харькова. Понимаешь, этот дворник, этот Хендрикс. Почему надо так, почему нельзя иначе? Почему нельзя сесть, потормозить и не делать? Просто бить себя по рукам - ну посиди, подумай, что есть образ в данном каком-либо случае. Без чего можно обойтись, без чего нельзя. И вот когда себе подобные вопросы задаёшь, рождается образ, я так считаю.

Ежели прочитать «Чёрный квадрат» Малевича, он там конкретно говорит, что художник, называющий себя реалистом, работающий с натуры — он вор и больше никто. Малевич там всё это по полочкам раскладывает. Я считаю, что эту книгу нужно прочитать всем людям, как занимающимся искусством, так и смотрящим его. Чтоб знать, как смотреть, хотя бы.

Ведь что делает художник? Разбирает образ на составные части и снова собирает. Даже работая с натуры, ты этим же занимаешься.

Раньше я отливал из гипса. Всё это крайне недолговечно, черепки. Нет, ну всё это целое, конечно. Почему именно сварка? Потому что надоело не делать. Лепить что-либо из глины, формовать, отливать мне сейчас негде и некогда. Есть холодный гараж. Есть кузня. Это единственный способ на сегодня для меня.

Вряд ли я бы стал заниматься чем-либо вынужденно. Я и раньше замышлял какие-то подобные вещи. Некоторые были сделаны именно в этой технике. Например, мемориал жертвам ядерных катастроф в Тамбовской области, село Петровское. Там такой журавль метров шесть в высоту.

Фото из гаража, в котором Сергей Дементьев создаёт свои скульптуры, сделаны во время интервью в 2015 году. Автор фото Алла Григорьева

Есть село в Луганской области, Краснореченское. Там есть моя работа «Сказочник». Не знаю, как там сейчас в связи с войной, но раньше там было именьице, на берегу пруда, одного большого агрария. Там проходил целый фестиваль скульптуры на его деньги. Там в течение 10 дней жили художники и делали скульптуры. 

Я, конечно, никому клятву Гиппоткрата не давал, что буду делать только скульптуры. Занимаюсь художественной околостроительной деятельностью — интерьеры, мозаики и прочее. 

Нужно всё это через академию пропустить. Потому что именно в академическом образовании лежат такие понятия, как чувство меры, там учат и образности, если учат, конечно, и если учишься сам. Есть масса примеров западных, которые обходились без академии. Например, градостроитель Ле Корбюзье по образованию был ювелиром. И очень многое из того, в чём мы живём, именно он открыл. А в архитектурной среде его не очень уважают, потому что он выскочка и самоучка. Но даже у того, кто не прошёл через академию, какое-то образование всё-таки было, кто-то на его пути всё-таки встретился. Невозможно так, проснувшись, пойти и стать кем-либо.

Фотоаппарат — это такой же инструмент, как плоскогубцы, всё это деятельность мозга. Мы смотрим, видим, слушаем какое-либо искусство, воспринимаем его. Нам интересно или не интересно. Это способ мышления автора. Как он это всё показывает, рассказывает.

Скульптура «Влюблённые» Сергея Дементьева, автор фото Алла Григорьева

Я считаю, что искусство — это одна из самых удивительных сфер деятельности человека, потому что она такая ненужная. Всё это такое никчёмное. И именно в этой никчёмности происходят и ужасы, и события. И оно влияет, хотим мы этого или нет, на нашу жизнь.

Можно ли сказать, что искусство делает из человека человека? Ну нет, так нельзя всё сводить на искусство. Потому что есть масса людей, работающих по профессиям, не связанным с искусством. Но на то, как они это делают, очень приятно посмотреть. Это и продавец в магазине, и клерк, банковский служащий, как он обрабатывает документы. Или строитель, или дворник. Нельзя, мне кажется, отделять профессию от всей жизни. Словарь говорит, что искусство — это вообще высшая степень умения чего-либо.

Жить, любить надо. И смотреть на то, что сейчас перед тобой. Разные люди для разного рождены.

Культура — это не начитанность и образованность, это просто состояние всего организма.

Вот жил-жил всю жизнь человек, он был такой, культурка. А потом раз, что-то произошло, и в нём появилась культура. Возможно ли такое? Я думаю, всё возможно. Я не наблюдал пристально за такими вещами. Мне кажется, должны быть обстоятельства, располагающие к этому. А располагающие к такому росту обстоятельства всегда не очень хорошие. Потому что просто так, когда всё миленько и размеренно, вряд ли есть нужда что-либо делать, и так всё хорошо. Но с другой стороны, создавать самому себе какой-то ужас, чтобы духовно расти — ну тоже как-то, знаете ли. И тут борются эти понятия комфорта и роста.

Недавно стало известно, что Сергей Дементьев заболел, и ему нужна помощь. Врачи обнаружили у него лимфому, и родственники художника просят поддержки от всех, кто может её оказать, в том числе, и материальной. Реквизиты сбербанковской карты: 5469 0700 1566 1636, задать вопросы можно сестре Сергея, написав ей сообщение в «Фейсбуке».

#Сергей дементьев #скульптор #белгород #художник
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"