Зрители и артисты театров из трёх стран два дня дышали в Белгороде «Нашим кислородом»
В Белгороде прошёл международный фестиваль современного театра «Наш кислород», на который приехали 10 коллективов из России, Украины и Латвии. Он принял зрителей и артистов в Центре народного творчества, где базируется молодёжный театр «Новая сцена-2». Режиссёр театра Оксана Погребняк и её команда, которые третий год подряд создают «Наш кислород», не уверены, что возьмутся за его организацию в будущем году. Однако участники фестиваля и зрители на церемонии закрытия настаивали на ежегодном продолжении, надеясь сделать Белгород российской «столицей современного театра».
В течение двух дней с утра до ночи на большой и малых сценах шли спектакли. «DIY-Театр» из Харькова привёз пластический спектакль «Запретный плод», Валкский городской театр из Латвии — «Нежность» Анри Барбюса.
Театр-студия «Кумкуат» из Санкт-Петербурга показали поэтическую постановку по стихам Веры Полозковой «Адресат не указан», актёр «Нетеатра» из Нижнего Новгорода Дмитрий Сухотерин прочитал пьесу «№3» о пациентах психиатрической лечебницы, а студия «Дар» из Пензы представила постановку «Собака» по произведению Валентина Красногорова.
Жюри фестиваля представляли режиссёры, актёры, журналисты, драматурги и театроведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Белгорода и других городов.
Как призналась председатель судейской коллегии, доцент кафедры актёрского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры Валентина Дубянская, 12 членов жюри проводили бурные обсуждения, спорили по поводу призов наград и в итоге пришли к общему мнению.
Гран-при фестиваля получил спектакль Никитинского театра из Воронежа «Белое на чёрном». Он был поставлен по одноимённому автобиографическому роману Рубена Давида Гонсалеса Гальего о жизни инвалидов в советских детдомах и домах престарелых.
Один из зрителей оставил отзыв: «Это слишком грустно, чтобы быть правдой». Позже, на закрытии, режиссёр Никитинского театра Борис Алексеев его прокомментировал: «Самую жесть мы в спектакль не включили. К сожалению, всё это правда. Гальего сейчас живёт в Израиле, и я брал у него разрешение на постановку».
Спектакль рассказывает не только об обречённых на гибель юных, взрослых и пожилых жителях советских домов инвалидов. На контрасте преподносятся истории об инвалидах в Америке, которую на школьных уроках в детдомах заставляли ненавидеть, так как там «инвалидам делают смертельные уколы». В спектакле же инвалиды США ездят на электроколясках и свободно посещают рестораны.
Третье место на фестивале получил спектакль «Про-Зрение» московского театра-студии «Окно» о поездке москвича в погибающий посёлок. Лауреатом второй степени стал моноспектакль харьковского театра «Лукоморье» «Оскар и Розовая Дама» по роману французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта. 17-летняя Ева Иванова сыграла роль 10-летнего мальчика, заболевшего лейкемией и мужественного прожившего оставшиеся ему 12 дней. С помощью доброй и мудрой сиделки он смог превратить их в полноценные 120 лет жизни.
Фестиваль «Наш кислород» третий год подряд проводят артисты и волонтёры белгородского независимого театра «Новая сцена-2». В 2015 году на молодёжном форуме «Таврида» проект режиссёра театра Оксаны Погребняк получил грант в размере 100 тысяч рублей. И весной первый «Наш кислород» собрал в Белгороде 11 коллективов из городов России и стран бывшего СССР.
На второй и третий фестиваль артисты собирали деньги уже самостоятельно, но каждый раз театры-участники приезжают в Белгород за свой счёт, что, по словам Оксаны Погребняк, свидетельствует об их «настоящей любви к театру».
Екатерина Бронникова
драматург
— Из спектаклей в конкурсной программе запомнился воронежский «Белое на чёрном», а вне — «Сучилища», прекрасные актёрские и режиссёрские работы, я получала удовольствие. Современно, актуально, здорово.
Андрей Маслов
главный редактор сайта Fonar.tv
— Больше всего мне понравились обладатели гран-при, это Никитинский театр из Воронежа. Я их смотрю второй год. И если в прошлый раз я придерживался мнения, что они меня не зацепили, то сейчас я увидел, что за год они выросли, во-первых. Во-вторых, сейчас меня пробило до слёз. Тема остро-социальная, но она не выглядела жалостливой, это было естественно, и я видел, что такие же ощущения были и у членов жюри, и у других зрителей.
Наталья Почернина
начальник отдела по связям с общественностью БГАДТ имени М.С. Щепкина
— На фестивале были представлены спектакли и профессиональных театров, и любительских трупп. Естественно, и уровень спектаклей был разным. Но мне, как члену жюри, представляющему Союз театральных деятелей России, было интересно увидеть, чем живут, чем дышат, какую драматургию, какие темы выбирают молодёжные театры. Я очень рада, что спектакль «Оскар и Розовая Дама» камерного театра «Лукоморье» (Харьков, Украина) и невероятно органичная юная актриса Ева Иванова стали лауреатами II степени фестиваля. Это спектакль, который, несмотря на трагический финал, оставляет свет и надежду. Любопытны и с точки зрения опыта освоения драматическими артистами пластической формы показался спектакль «Запретный плод» другого театра из Харькова — «DIY-Театр». Он заслуженно получил звание лауреата I степени. А с первых минут спектакля «Белое на чёрном» Никитинского театра из Воронежа, театральная интуиция подсказала мне, что именно он станет обладателем Гран-при. Меня покорили художественная целостность спектакля и замечательный актёрский ансамбль. А ещё то, что создатели спектакля смогли пройти по лезвию ножа, не свалившись в жесть и чернуху, но подарить зрителю свет и надежду там, где их, казалось бы, не могло быть. Сказать, что если нет другого выхода, героем стать необходимо.
Роман Дымшаков
драматург
— «Белое на чёрном» — самый зрелый спектакль, настоящий. Там было всё: язык, текст очень хороший, атмосфера, юмор уместный. И музыка там была шикарная.
Фото Аллы Григорьевой