Это не дом. Как ипотечная корпорация пыталась отсудить у пенсионерки 2 млн за слишком маленькое жилище
Белгородская ипотечная корпорация через суд попыталась взыскать с пенсионерки Екатерины Черновой почти два миллиона рублей за то, что последняя построила слишком маленький дом и не успела подключить его к коммуникациям. В организации уверены, что жилище площадью 36 квадратных метров «непригодно для постоянного проживания».
У пенсионерки, лечащей мужа от онкологического заболевания, просто не было возможности строить больше: семья не слишком богата, а небольшого домика им вполне хватало бы для жизни.
Go31 изучил документы суда и рассказывает, как женщине удалось не лишиться сбережений из-за иска ипотечной корпорации.
Согласно материалам дела, Екатерина Чернова купила у БИКа земельный участок площадью 15 соток в микрорайоне Юго-Западный ещё в 2010 году. Согласно договору, она обязывалась в течение пяти лет построить дом и подключить его к инженерным коммуникациям.
Стоимость участка в этом микрорайоне составила 2 300 000 рублей, однако, согласно договору, если женщина построит дом за пять лет, она может заплатить только половину этой суммы. Также Чернова обязывалась инвестировать в строительство внеплощадочных и инженерных сетей, это ещё 340 000 рублей. Женщина исправно платила за участок и занималась строительством. В итоге семья возвела дом площадью 36,2 квадратных метра, а Чернова получила свидетельство о государственной регистрации жилища, которому присвоили кадастровый номер — такой, пусть и небольшой дом, всё равно соответствует критериям жилищного кодекса.
Однако сотрудники ипотечной корпорации во время проверки посчитали, что это не дом, а «помещение, непригодное для проживания». К тому же к ней не подведены коммуникации, а значит пенсионерка должна заплатить штраф.
За маленький дом БИК попросил взыскать с пенсионерки полную стоимость участка, то есть ещё 1 150 000 рублей, а также проценты в размере 646 075 рублей — за нарушение сроков строительства. Также БИК потребовал вернуть оставшуюся часть долга за инженерные коммуникации.
В суде представитель пенсионерки пояснил, что она зарегистрировала право собственности на жилой дом, а значит, никаких процентов за нарушение сроков строительства возмещать не должна, как и оставшуюся стоимость земельного участка — её, пусть и маленький, дом был возведён в нужный срок.
Тем не менее, женщина действительно не успела подключить дом к коммуникациям — по семейным обстоятельствам ей пришлось жить в другом городе. Дело в том, что муж пенсионерки проходит лечение от онкологии, и женщина находилась с ним. При этом сейчас коммуникации уже частично подведены — женщина пользуется электрическим котлом, а подключаться к услугам газоснабжения не будет.
Как рассказали Go31 в Адвокатском бюро «Гросс» г. Москвы, сотрудники которого представляли интересы пенсионерки, многие клиенты ипотечной корпорации порой даже не пытаются оспорить иски организации. По словам первого заместителя председателя совета партнёров Алёны Поперечной, люди зачастую ассоциируют организацию с органами власти и, получая претензии, априори считают, что нужно заплатить, так как шансов на обратное мало.
Суд в итоге встал на сторону пенсионерки и отказал БИКу в удовлетворении большей части требований: женщине придётся заплатить только 172 000 рублей. Это оставшаяся сумма за подключение к коммуникациям и судебные расходы.
Ситуация Черновой нетипична: она решила не удовлетворять требования БИКа, а обратилась за помощью к юристам. Это позволило ей сохранить в семейном бюджете больше полутора миллионов рублей.