12:53, 21 февраля 2017 г.

«Белгородская голгофа» под ковшом экскаватора. Архитектор и краевед Павел Альбощий о недопустимости сноса исторической тюрьмы и застройки её территории

Белгородский архитектор, краевед и исследователь белгородских святынь Павел Альбощий написал для сайта Go31.ru текст о духовном и историческом значении комплекса зданий бывшей белгородской тюрьмы, которое сейчас активно разрушают, и которое Белгород рискует потерять. Автор доказывает, что «духовно-историческая и мемориальная ценность этого комплекса настолько велика не только для Белгорода, но и для всего русского православного мира, что представители власти и граждане не должны допустить его разрушения». 

По словам краеведа, в Белгороде разрушают исторические здания тюрьмы, где страдали святые новомученики, историки и революционеры, многие жертвы политических репрессий.

Приводим на Go31 авторский текст Павла Альбощего.

«Всё будем сохранять, что создано до нас и представляет историческую ценность»

Несмотря на мнение общественности и представителей РПЦ, в Белгороде строительной компанией «Трансюжстрой» при допущении местных чиновников происходит разрушение исторических зданий комплекса белгородской тюрьмы.

Хочу вспомнить недавние слова губернатора Евгения Савченко: «Войны и революции очень многое уничтожили. Мы не будем превращаться в тех революционеров и тех захватчиков, которые это делали. Всё будем сохранять, что создано до нас и представляет историческую ценность».

сизо

Фото из архива СИЗО №1 Белгорода, 1950-е — 1960-е годы, сканировал Павел Субботин

Будут ли исполнены эти обещания в отношении исторической белгородской тюрьмы, которая является вторым важнейшим святым местом в Белгороде?

Так же вспомним, что в этом году весь православный мир отмечает 100-летие начала подвига новомучеников и исповедников Российских, и многих пострадавших в годы лихолетий.

«В год 100-летия революции и начала подвига новомучеников сносят главную святыню и исторический памятник»

И вот в февральские дни, когда вся Православная Церковь, как в России, так и за рубежом, чтит память новомучеников и исповедников Российских и всех невинно убиенных в годы гонений, в Белгороде разрушают исторические здания тюрьмы, в которой находились и пострадали несколько известных святых новомученников и многие репрессированные. В их числе были и известные исторические деятели XX века.

В год 100-летия революции и начала подвига новомучеников сносят главную святыню и исторический памятник, связанный как с революцией 1905 года, так и со многими известными деятелями революции 1917 года и гражданской войны.

Также стоит вспомнить и о 80-летии отмечаемой в России и за рубежом скорбной даты начала репрессий 1937 года когда в Курске принял мученическую кончину, находившийся в белгородской тюрьме епископ Иоасаф (Жевахов), родственник святителя Иоасафа, епископа Белгородского, а также расстрелян находящийся в этой тюрьме священник Аркадий Субботин и другие духовные и светские лица.

4

Разбор здания СИЗО в октябре 2016-го года, фото Павла Альбощего

Святыня за высоким забором

Вот уже более года многие небезразличные граждане города Белгорода с тревогой наблюдают за судьбой комплекса зданий старой белгородской тюрьмы. Все, кто проезжает в центре Белгорода, давно видят напротив центрально рынка здание с выломанными окнами, искорёженными воротами и высоким забором, за которым работает строительная техника. Несмотря на то, что территория бывшего СИЗО №1 продана строительной компании «Трансюжстрой», которая заказывает работы, на здании нет никакого обязательно паспорта объекта, с указанием ответственного за эти действия и вообще цель этих работ. Что же находится за этим высоким забором?

Моё внимание это здание привлекло в ещё 2006 году, когда из статьи краеведа Александра Крупенкова я узнал о заключении и расстреле здесь выдающегося церковного историка и просветителя, священомученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, место захоронения которого я с тех пор искал и лично участвовал в обретении мощей святого в 2012 году. Тогда же я стал собирать все доступные сведения и публикации о белгородских  святых новомучениках, рассказывать о них школьникам и взрослым, в классах и на экскурсиях по святыням Белгорода и общих обзорных экскурсиях для паломников из других городов России и даже других стран.

4Nuyf8BUW9M

Февраль 2017-го года, здание разрушено, фото Павла Альбощего

После знакомства с выявленными историком Павлом Субботиным документами о расстреле епископа Никодима в тюрьме я стал уделять особое внимание в экскурсиях и паломничестве этому святому месту, называя его нашей «Белгородской голгофой». Сотни и тысячи людей узнавали и начинали почитать это святое место. Некоторые священники и монашествующие с мирянами, особо почитающие новомучеников, специально приезжали в Белгород из Москвы, Курска и других городов, и кланялись этому святому месту. То есть комплекс исторической белгородской тюрьмы уже почти 10 лет является объектом паломничества и входит в маршруты экскурсий по святым и памятным местам города.

 «Сотни и тысячи людей узнавали и начинали почитать это святое место»

Наиболее полную историю белгородской тюрьмы написал в своей книге «Пройдёмся по старому Белгороду» краевед Александр Николаевич Крупенков, где он приводит версию, относящую здания тюрьмы ещё к 18 веку. Эту версию поддерживал в своей статье об истории тюрем Белгородчины нынешний директор Государственного архива новейшей истории Белгородской области Юрий Коннов. Эта же версия указывается в исторической справке о здании бывшего СИЗО №1. Видимо, на этих и других основаниях в 2011 году самое крупное двухэтажное дореволюционное здание на территории СИЗО № 1 внесли в список выявленных объектов культурного наследия под названием «Здание режимного корпуса следственного изолятора, построенного в 1762 году».

img024

Фото из архива пресс-службы белгородского УФСИН

Домовая церковь в режимном корпусе

В исторической справке о бывшем СИЗО №1 приводятся и важнейшие сведения о том, что в здании тюрьмы до революции действовала домовая церковь: «Мерами нравственного воздействия на арестантов, главным образом, являлось служение церкви, в которой по воскресным дням и двунадесятым праздникам совершается богослужение. В день праздника – литургия, а накануне всенощная. По окончании литургии священник обращался к заключенным со словами назидания. По окончании церковно-праздничной службы все камеры обходил начальник тюрьмы, осведомляясь у арестантов об их нуждах, провинившимся за неделю делают внушение, а трудолюбивые ставятся в пример другим. Арестанты, отличившиеся хорошим поведением и трудолюбием, представляются к досрочному освобождению».

В статье Елены Лактионовой «Тюрьмы Курской Губернии» на основе источников указывается конкретно, что в Белгородской тюрьме для богослужений была отведена отдельная камера. А поскольку до революции все основные камеры находились в центральном двухэтажном, бывшем режимном, корпусе, эта комната находилась в том самом здании, которое сейчас разрушают. Остаётся только надеяться, что почти снесённый верхний этаж бывшего режимного корпуса не затронул места домовой церкви.

22a4530ff7a78645fb4c60d5c0dade55

Тюремная стена, 1950-е, Фото из архива пресс-службы белгородского УФСИН

Следовательно, те, кто допускают и совершают разрушение этого здания - допускают и разрушение здания бывшей церкви. Подобное допускалось у нас последний раз только в период 1950-х годов, когда разрушение храмов было частью атеистической политики государства. Напомню, что по церковным правилам, место алтаря церкви освящается навечно, и даже если церковь переносят, упраздняют, или даже разрушают, это место остаётся святым, по церковному преданию над этим местом навсегда остаётся ангел-хранитель этого храма.

В данный момент разрушают именно то здание, в котором находилась церковь и были все прославленные святые и исторические личности. 
В связи с вышеприведёнными сведениями возникает законный вопрос: как наше правительство и отдельные чиновники позволили продать в частную собственность здания, где была церковь, и где находится выявленный объект культурного наследия? И понимают ли все они, какая огромная духовная и нравственная, если не уголовная, ответственность должна последовать за разрушение таких святынь и памятников? 

Справка:

«До середины XIX века учреждение называлось Белгородской уездной тюрьмой Курской губернии, затем – Белгородским уездным тюремным замком. Но заключённые не всегда занимали это здание: их содержали в арестных домах, приспособленных для этой цели земством. В 1880–1890-е годы здесь находилась пересылочная тюрьма. Статистические отчёты за 1903 год говорят, что в ней содержали 440 арестантов обоего пола.» (по материалам «Белпрессы»).

#СИЗО #снос #голгофа
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"