«Оруэлл ошибся на 32 года». Белгородцы не слышали о «пакете Яровой» и готовы к слежке и доносительству
Первого июля на площадке возле солнечный часов активисты вышли на пикет против принятия так называемого «пакета Яровой» — целого ряда антитеррористических поправок в уголовный кодекс.
Участники акции заковали друг друга в цепи и встали перед прохожими с плакатами, осуждающими «вмешательство в частную жизнь» и «нарушение прав человека». Перфоманс вызвал живой отклик у прохожих, но не из-за согласия с написанным на плакатах: как оказалось, большинство людей просто не слышали о «пакете Яровой».
Корреспондент Go31.ru пообщался с проходившими мимо горожанами и узнал об их отношении к пакету ограничивающих россиян в правах документов.
«Пакет Яровой» уже приняли верхняя и нижняя палаты парламента. Он предусматривает ужесточение наказания за экстремизм, уголовную ответственность за недоносительство (в том числе для несовершеннолетних), а также проверку почтовых посылок и хранение всех телефонных разговоров и сообщений граждан России сотовыми операторами для передачи органам госбезопасности.
«Тебе до Яровой как до Марса»
Чтобы поправки вступили в силу, их должен одобрить президент России. По словам участников пикета, они не сомневаются в таком исходе, однако всё равно вышли. Двух человек заковали в цепи, нескольким заклеили рот.
«Оруэлл ошибся на 32 года», — гласит надпись на плакате активиста, отправляющая прохожих к роману-антиутопии «1984». По сюжету книги тоталитарная социалистическая власть держит под строгим контролем всё население страны. Квартиры её жителей оборудованы устройствами слежки, а несогласных судят за мыслепреступления. По мнению организаторов акции, доступ силовиков к разговорам граждан и идущее вкупе с этим подобное ужесточение экстремистских статей также может привести к наказаниям за несогласие с действиями власти.
На площадке перед памятником Чернышевского в один ряд встали 10 активистов. Продавщица кваса вышла из-за бочки и стала фотографировать их на телефон. Идущие мимо горожане останавливались, читали надписи на плакатах и шли дальше по своим делам. На вопрос, слышали ли что-то о пакете Яровой, почти все отвечали отрицательно.
«Я тоже против, но меня уволят»
— Я не интересуюсь политикой, — признаётся женщина лет 50-ти.
Точно также говорят прохожие студенты и люди среднего возраста. Однако встретились и те, кто в курсе, что одобрила в свой последний день работы перед уходом на каникулы Госдума.
— Я против, и сам встал бы на пикет, но меня уволят, — говорит белгородец Максим. — Мы живём в свободной стране, а не при совке. Человек волен высказывать каждое своё мнение, как хочет. За слова люди не должны сидеть в тюрьме. То есть, за лайки «Вконтакте» присесть на три года можно уже сейчас. А по новому закону вся переписка и разговоры будут храниться полгода и передаваться кому угодно без решения суда: виновны вы или невиновны — никому это не интересно. Думаю, что «пакет Яровой» примут. Посмотрите, на 400-тысячный город вышло всего десять героев. Стране пофиг, главное покушать, с женой отдохнуть, да съездить на море, всё.
А что следить будут — мне всё равно, я законопослушный
С ним не согласна прошедшая мимо пенсионерка. «Тебе до Яровой как до Марса», — ухмыльнулась она. «Хватит навязывать всем своё мнение, надоели уже», — поддержал её седовласый мужчина, пробывший на пикете почти до самого конца. «Не знаю», «не слышал», «не интересно», — слышалось, в основном, от останавливавшихся.
— Я нейтрально отношусь к этому пакету, — признался студент Антон. — Мне не нравится в нём то, что мобильная связь подорожает (из-за оборудования для хранения данных, прим. ред.). А что следить будут — мне всё равно, я законопослушный гражданин, бояться нечего.
Если позволить власти запрещать говорить, что думаешь, это катастрофа
Другого мнения придерживается белгородка Наталья. Она считает, что с такими законами Россия возвращается ко временам сталинских репрессий.
— Активисты правы, это настоящее заклеивание ртов: запрет на высказывания, запрет на обсуждения, запрет на отрицание. Нет больше ни свободы слова, ни свободы совести. Люди ещё не поняли, что это подготовка к 37-му году. Государство само по себе диктатура, а если позволить власти запрещать думать и говорить то, что думаешь, то это катастрофа. Такое уже было, много людей погибли из-за этого, от этого ушли, а теперь возвращаемся, — считает Наталья.
Пока мы с коллегами спрашиваем прохожих об отношении к пакету, активисты спорят о новых поправках.
— Остаётся надеяться, что Telegram [мессенджер Павла Дурова, считающийся одним из самых защищённых от взлома] не будет сотрудничать с властями, — размышляет активист.
— Твой Telegram при помощи МТС уже взломали, — обезнадёживает другой.
Они уже приняли один идиотский закон о защите чувств верующих, сейчас принимают второй
Среди остановившихся вновь попадается человек, который слышал о «пакете Яровой». Зовут Александр, вместе с женой он ходил на рынок за покупками и обратил внимание на пикет:
— Поправки вводят цензуру и делают из России полицейское государство. Во-первых, по людям пакет сразу финансово ударит, так как операторы вынуждены будут поднять тарифы. Во-вторых, тотальная слежка ни к чему хорошему не приведёт. Теперь по этому закону любой человек, обвинённый любым придурком, может быть взят под арест или хотя бы под надзор. Православные, которые скажут, что я как-то не так назвал их бога, могут подать на меня заявление и я попаду под арест. Они уже приняли один идиотский закон о защите чувств верующих, сейчас принимают второй, — говорит Александр, с ним соглашается жена, но добавлять что-то от себя не стала.
А кто это такая и что сделала?
Тем временем участники акции изрядно устали стоять с заклеенными ртами, некоторые уже оторвали уголки липкой ленты. Они о чём-то говорят между собой, шутят про товарища майора, которому поручат слушать телефонные разговоры, и вдруг пикет взрывает дикий смех.
— Ух, ведьма, — возмутился пенсионер, увидев на плакате фотографию автора законопроекта. Обругав политика, мужчина уточнил: «а кто это такая и что сделала?».