Я не толстый, просто хрома не хватает. Чего и сколько нужно есть белгородцам для здоровья
Фото: Владимир Щекалов
Мы много рассказываем о правильном питании с точки зрения диетологии. Наш сегодняшний собеседник предложил взглянуть на этот вопрос под другим углом. Кандидат биологических наук, член общественного совета министерства здравоохранения Белгородской области Алексей Хмыров считает, что не менее важно, чем подсчёт калорий, углеводов, белков и жиров – контроль поступления в организм микро- и макроэлементов. Каких именно биологически значимых веществ не хватает белгородцам и как это влияет на общее состояние организма, уровень интеллекта, – в нашем интервью.
Скафандр для выживания
– Алексей Владимирович, в прошлом нашем интервью мы говорили с вами о симбиозе человека и микробов, которые помогают нам в переваривании пищи, защите от инфекций, а также о том, какие продукты полезны для микробиоты и как влияет стресс на здоровье. Сегодня поговорим о здоровом питании с точки зрения химии?
– Всё начинается с физиологии. Это очень важное направление. Как философия – мать наук вообще, так физиология – мать наук в биологии, медицине, ветеринарии, агрономии. Она позволяет описывать процессы, которые происходят в организме. И вот оттуда идёт следующая наука –биохимия. Она изучает химический состав живых клеток, организмов, химические процессы, лежащие в основе их жизнедеятельности. Люди говорят об обмене веществ, но многие не понимают, что это такое. Когда в организм попадает пища, она расщепляется таким образом, что жиры и сахара превращаются в воду и углекислый газ. При этом происходит выделение энергии, поэтому у нас появляются силы для того, чтобы жить.
– Можно сказать, что человек – это в какой-то степени биохимическая машина?
– Я даже больше скажу. Есть такой дискурс в современной мировой литературе, в разных научных работах, что тело человека – это биологический0 саморазвивающийся скафандр, который даётся душе, если перевести на какие-то религиозные темы. Душа в этом скафандре учится жить, двигаться, осознавать мир. И чем правильней ухаживать за своим скафандром, тем дольше он прослужит.
– Получается, что люди на Земле что-то вроде космонавтов, и чтобы нам приспособиться к местным условиям обитания, мы имеем некое тело, которое нужно тренировать?
– С этой точки зрения, да. И, кстати, те космонавты, которые реально покидают пределы планеты и отправляются в околоземное пространство, тоже должны тренировать своё тело, давать ему физическую нагрузку, иначе их «скафандр» будет работать хуже и хуже.
– О том, что находиться долго в покое – плохо, регулярно напоминают врачи.
– Правильно, лучший отдых – это перемена занятий.
– Скажем, если ты сегодня копал яму, то завтра нужно её закапывать?
– Нет, всё-таки лучше пойти поплавать. Смена занятий должна отражаться на работе разных групп мышц. Плавание чем хорошо – работают абсолютно все мышцы тела. Это самая лучшая вещь для человека, поскольку мы все вышли из воды. Неслучайно ходьба и плавание не имеют противопоказаний, в отличие от других видов физических нагрузок.
Питательный батончик
– Чтобы поддерживать наш «скафандр» в рабочем состоянии, нужно его ещё и снабжать необходимыми питательными веществами.
– Верно, но одних питательных веществ мало. Смотрите, какая здесь кроется ловушка. Я занимаюсь умственной работой, мне нужно в день около 2 000 килокалорий. Это примерно три-четыре сникерса. Я съем их в течение дня и получу необходимое количество белков – норма за счёт арахиса, пусть не совсем полноценного белка, но всё же – жиров и углеводов. Этого достаточно, чтобы мой организм работал. Но он явно недополучит микроэлементов, витаминов и других необходимых веществ. Со временем такой дисбаланс будет нарастать и приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем. Такие батончики придумали в Великобритании в 40-е годы прошлого века, когда шла война и дети падали в голодные обмороки. Это была вынужденная мера, чтобы просто поддержать растущие организмы. Сегодня, слава богу, нет такой ситуации, поэтому нужно отходить от привычного калоража и больше внимания уделять поступлению не столько питательных, сколько необходимых для нормальной работы организма элементов.
– Чтобы химические реакции в организме шли на должном уровне, нам нужна практически вся периодическая система Менделеева?
– Практически. Из 118 химических элементов, которые есть в таблице, в человеческом организме обнаружено 86. А в состав веществ, связанных с реакцией клетки, входят все известные химические элементы. Преобладают основные базовые составляющие: кислород, углерод, водород и азот. Наш организм больше чем на 96 % состоит из этих четырёх элементов. Дальше идут микро- и макроэлементы.
– А чем они отличаются? Размером?
–Количеством в организме. Макроэлементы составляют около 2 % от массы тела, микроэлементы – около 0,1 %. При этом, микроэлементы хоть малочисленны, но жизненно необходимы, так как они участвуют в обмене веществ.
Микроэлемент интеллекта
– Каких микроэлементов больше всего не хватает в питании белгородцев?
– Это большая проблема, которой, к сожалению, сегодня не уделяется должного внимания. Мы относимся к геопатогенной зоне по йоду, цинку, селену, кобальту, меди и марганцу.
– Как их дефицит влияет на здоровье?
– Что касается йода, я расскажу небольшую предысторию. В Альпах есть деревушка, которая называется Кретьен. И когда туда приезжали люди из долины, они замечали, что большинство местных жителей не отличались острым умом, были, мягко говоря, не совсем адекватными. К тому же они страдали зобом и другими заболеваниями эндокринной системы. Отсюда появилось такое слово как кретин. Оно вошло в медицину для обозначения глубочайшей степени умственной отсталости. Оказалось, что в этой местности абсолютно нет йода – что в почве, что в растениях.
– Йод можно получить только извне?
– К сожалению, да. Йод накапливается морскими водорослями для защиты от вредителей и синтеза белка. Его много в морской воде и фауне. Йод – летучее вещество. Поэтому жители приморских районов получают суточную потребность, просто вдыхая солёный воздух. Но чем дальше от моря, тем меньше йода. Поэтому страдают жители центра материков, а особенно – высокогорной местности.
– А мел содержит йод?
– Учёные говорят, что в нашем местном меле, если взять, например, подземный Холковский монастырь, много йода. Но мы мел не едим. Целых двадцать регионов в России имеют недостаток йода, в их числе – Белгородская область. Если российская норма примерно 146 микрограммов в сутки, то мы в среднем съедаем 93-96 микрограммов. Американцы говорят, что норма – 500 микрограммов, меньше никак нельзя. Японцы считают, что вообще – 1 000.
– Нам далеко до японцев.
– Самая большая проблема при йодонедостатке – невыработка гормонов щитовидной железы. Это влияет на обмен веществ, и человек сразу начинает толстеть. Он ест столько же, но быстро набирает вес. Про другую сторону действия этого элемента говорят меньше, но она тоже очень важна. Благодаря йоду за один оборот крови в организме количество вредных бактерий и вирусов снижается в пять-семь раз. Йод убивает патогены, выполняя важную защитную функцию. Из-за этого люди меньше болеют.
– Многие, чтобы исключить недостаток йода, покупают йодированную соль.
– Это малоэффективно. За месяц вы не съедите килограмм соли, а йода, поскольку это летучее вещество, там останется 20-30 %.
– Что же делать?
– Священник Павел Флоренский в 30-е годы, будучи в заключёнии, придумал сочетать приём йода с молоком. Благодаря связи этого элемента с молочным белком казеином получается соединение йодоказеин. Таким образом йод не улетучивается и прекрасно усваивается организмом. Мой учитель профессор Григорий Иванович Горшков говорил, что начинать надо с 1 капли на полстакана молока один раз в день, затем две капли, потом три и так далее, а через две недели –14 капель в день на полстакана молока, а потом в том же порядке обратно – от 14 капель в день на полстакана молока до 1 капли. Раз в полгода этого курса достаточно. Открытие Флоренского легко в основу препарата «Йод актив»
– А если человек скажет: я не хочу пить лекарство?
– Значит, нужно больше есть рыбы и морепродуктов. По статистике на каждого белгородца в год приходится около четырёх килограммов местной рыбы, а всего – около 12 килограммов рыбы, местной и морской. А норма потребления для детей составляет 22 килограмма, для взрослых – 18 килограммов. Посчитайте, сколько мы недоедаем.
– В местной рыбе есть йод?
– Да, но его чрезвычайно мало. Поэтому лучший вариант – это морепродукты и морская капуста. Чтобы исключить дефицит йода, достаточно для семьи один-два раза в неделю готовить блюда из рыбы и различные салаты из морской капусты.
– Выходит, дети должны есть рыбы больше, чем взрослые. Это обусловлено физиологически?
– Конечно. Рыба содержит богатейший набор необходимых подрастающему организму элементов. А нехватка йода в школьном возрасте ведёт к плохому усвоению предметов, задержке развития, проблемам с усвоением материала. На ребёнка кричат, что он лентяй, а он просто не в состоянии запомнить текст или понять задачу.
Офисный планктон
– Аналогичная ситуация и с другими микроэлементами. Селен нужен для половой сферы, при его недостатке чаще возникают воспалительные процессы в тканях.
– Где его много?
– Он идёт вместе с йодом, находится в морской рыбе, морепродуктах. Достаточно йода – достаточно и селена в организме. Недостатком марганца чаще всего страдают офисные работники, которых иногда в шутку называют планктоном. Марганец входит в состав нейромедиаторов, а если передача нервного импульса идёт недостаточно быстро, человек тупит. Марганца много в обыкновенной овсянке, изюме, кураге, орехах, а также в бобовых – горохе и фасоли.
– Достаточно два раза в неделю есть овсянку?
– Вполне. Ведь он есть у нас в организме, иначе мы не могли бы жить. Мы только пополняем его запасы. Что касается хрома, то он тоже очень важен, так как этот элемент влияет на обмен энергии и углеводов. Хром крайне необходим для работы поджелудочной железы и всасывания углеводов в клетках. При его недостатке растёт уровень сахара, что приводит к сахарному диабету. Хром находится во внутренних органах животных: сердце, печени, почках, а также в свёкле, из которой можно готовить салаты.
– Окей, еще два раза в неделю готовим печень. Как сказывается недостаток цинка?
– Это проблемная кожа, слоящиеся ногти, секущиеся волосы. Цинк входит в состав многих ферментов организма человека, участвует в формировании иммунитета. Этого элемента много в морепродуктах, мясе и печени, сердце животных, орехах, бобовых, кураге, злаковых (крупы ячневая, кукурузная, гречневая), черносливе, какао и шоколаде. А ещё цинк и хром находятся в семечках тыквы.
– Уверена, что многие читатели уже определили у себя недостаток всех микроэлементов. Осталось рассказать про медь.
– При недостатке этого элемента отмечают хроническую усталость, рост простудных заболеваний, ухудшение памяти, а также раннее поседение волос, неврологические проблемы – покалывания и онемение пальцев рук или ног, задержку роста, дерматозы, снижение уровня гемоглобина. Меди достаточно много во внутренних органах животных, особенно в печени – она на первом месте по содержанию, затем идут морепродукты, семечки, орехи, злаковые (крупы ячневая, кукурузная, гречневая), фасоль, бананы и сухофрукты.
– Мы с вами пришли к простому выводу: есть надо всё, но в разные дни разные продукты, и тогда будут восполняться микро- и макроэлементы.
– Совершенно верно. Просто надо во всём соблюдать норму. 40 граммов сливочного масла на завтрак, как раньше давали в школьной столовой, и каша с утра – вот тебе и суточная норма витамина А, Е, D. Полезно даже сало, от которого многие поборники ЗОЖ бегут как от огня. Витамин D – это кусочек сала в день. Сало содержит холестерин, но в организме он превращается в холестерол, а потом в эргокальциферол. Но нужно каждый день бывать на свету, даже при пасмурной погоде, чтобы происходила химическая реакция в организме и вырабатывался витамин D3. Функция этого витамина очень интересная, так как влияет на минеральный обмен, иммунитет организма, а также на прочность костей скелета.
– Программы «Школьное молоко» и «Школьный мёд», которые работали в Белгородской области, должны были как-то нормализовать питание школьников?
– Это самая главная наша задача. И в области были разработаны те программы, что дошли до наших дней. Это не федеральные, а белгородские инновации. В восьмидесятые годы прошлого века была такая книга автора Йориша «Пчёлы и медицина». В ней он описывал эксперимент, который проводили в «Артеке». Одним детям давали 10 граммов мёда в день, другим нет. И те, которые получали его, были здоровее, позитивней, лучше росли на одинаковом питании. Мёд содержит и углеводы, и микроэлементы в доступной форме. Причём что важно, содержат микроэлементы, которые собрали пчёлы в нашей местности. Поэтому, появилась идея: убрать печеньку за два с половиной рубля и добавить что-то действительно полезное для детей. И она сработала. Шёл мониторинг, он показал реальное снижение заболеваемости в школах по разным группам заболеваний от 2 до 15 %. Кроме того, был проект с Томаровским молочным заводом. Мы добавляли йод в молоко для населения. Выпивая стакан молока, человек получает половину суточной нормы йода. Сейчас, к счастью, Шебекинский завод пытается вывести на рынок подобный продукт.
– А как узнать, каких элементов в организме не хватает?
– Мы, команда под руководством кандидата медицинских наук, врача-гематолога, аллерголога-иммунолога высшей категории Ксении Бочаровой, подготовили проект для министерства здравоохранения области. Для его реализации нужно создать центр, который может сделать такой анализ по волосу. Его подготавливают особым способом, и анализатор выдаёт все имеющиеся в нём микроэлементы за последние 1-3-6 месяцев, в зависимости от длинны волос. Такие лаборатории есть в Москве. Полтора миллиона белгородского населения – это 1 % от Российской Федерации. Реализовав этот проект, мы получим мощный инструмент по профилактике основных заболеваний населения, различных возрастных групп, социального статуса и так далее.
– Биохимический анализ крови из пальца не может быть информативным?
– Он показывает ситуацию здесь и сейчас. Выпил накануне какао, а это хром, пошёл сдал анализы, говорят, его достаточно. А послезавтра хрома уже не будет. Организм пытается создать баланс и за счёт этого баланса существовать. А сжигая волос, мы получаем картину за несколько месяцев, которая реально говорит о содержании в организме тех или иных химических элементов.
Медь вместо лекарства
– Так скоро придёшь к врачу, а он вместо препаратов назначит цинк или селен.
– Почему нет? Например, человек страдает нарушениями обмена веществ. Проведя определённые исследования, доктор должен назначить комплексное лечение, а не только лекарства. Например, цинк входит в состав ферментов организма человека, влияющих на обмен веществ. Проблемы с кожей, нарушения роста ногтей и волос. Если, например, трескаются пятки – опять-таки может быть недостаток цинка, а могут быть проблемы с оттоком желчи из желчного пузыря. Важно это выяснить.
–То есть0, врач должен быть ещё и физиологом?
– Обязательно, иначе лечение будет малоэффективным. Человек пытается сбросить вес, а у него не получается. И всё почему? Потому что у него недостаток хрома.
– Мне нравится такой подход. Сегодня изучены все влияния недостатка химических элементов на здоровье человека?
– Мы только в начале пути. Например, отчего возникает онкология? Версий много, но основная – стресс. Иммунитет падает, потому что человек находится в стрессовой ситуации. При этом выделяется гормон кортизол. Смотрите, заяц бежит от лисы, у него тоже выделяется кортизол, он ему помогает уйти от опасности. А у лисы что? Предвкушение момента, когда добыча окажется в её пасти. У неё выделяется гормон удовольствия – норадреналин, который разрушает кортизол. Получатся, что ожидание встречи, праздника делает нас счастливее и здоровее. А вот насколько уровень питания человека связан с онкологией? Таких исследований я не встречал. И очень хотел бы провести их в будущем.
Беседовала Виктория Передерий