Невролог Олег Смоленский: Чтобы поправиться после инсульта, нужна сильная воля к жизни
Фото: Kandinsky
Инсульт остаётся серьёзной проблемой, которая приводит к значительному нарушению здоровья людей, По статистике около 40% пациентов, перенесших инсульт, имеют умеренную инвалидность, а 15% – выраженную. Как не допустить у себя развития этого заболевания, в чём опасность инсульта и почему после него у пациентов резко меняется характер? Об этом мы разговариваем с заведующим неврологическим отделением для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения, врачом-неврологом высшей квалификационной категории областной клинической больницы святителя Иоасафа Олегом Смоленским.
– Олег Николаевич, есть мнение, что инсульт происходит внезапно. С точки зрения медицины это верно?
– Инсульт – острое состояние, это действительно так. Но оно всегда является осложнением уже какого-то имеющегося хронического заболевания у пациента. Есть много факторов, которые к нему приводят: острая декомпенсация артериальной гипертензии, церебрального атеросклероза, нарушение сердечного ритма. При декомпенсации сосуды головного мозга уже не подлежат полному восстановлению, а нейроны, в которых нарушен кровоток, погибают. В случае с геморрагическим инсультом, когда происходит кровоизлияние в головной мозг, он происходит в силу разрыва патологического сосуда.
– То есть внезапно инсульт происходит только для необследованного пациента, который не знает состояние своего здоровья и не предполагает наличие факторов риска?
– Именно так. Человек либо долго не был у врача, либо замечал какие-то симптомы, но игнорировал их.
– Как долго возвращаются больные после инсульта к нормальной жизни?
– Это зависит от многих факторов. В первую очередь, от тяжести самого инсульта, степени утраты функций. Процесс восстановления очень долгий. Потому что нужно время для формирования, если это возможно, новых связей в головном мозге и нервной системе. Считается, что повреждённая функция восстанавливается в течение пяти месяцев. Но всё зависит от здоровья пациента, его общего состояния, возраста в том числе. Важна приверженность самого пациента к процессу реабилитации. Это труд, это очень тяжело.
– Понятно, что пока волшебной таблетки от последствия инсульта не создано, пациенту нужно самому заново учиться вставать, ходить, есть ложкой. И то, что не замечаешь, делая в здоровом состоянии, становится огромной проблемой для человека, перенесшего инсульт.
– Верно. И тут очень много зависит от воли к жизни. В отделении бывали случаи, когда бабушки, которым далеко за 90, на собственных ногах покидали больницу. А у людей куда более молодых и крепких ухудшалось самочувствие. Если человеку есть ради чего жить – близких людей, любимого дела – он сделает всё, чтобы поправиться. Кто-то мечтает проводить внучку в первый класс, кто-то переживает, как там без него живёт его кот, и это заставляет подключать дополнительные силы организма в борьбе с болезнью. Если этого стимула нет, то процесс может затянуться очень надолго.
– Правда, что у некоторых людей после инсульта меняется характер?
– Конечно. Это зависит от очага поражения головного мозга. Если это, скажем, правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-волевую сферу, то там нарушаются все функции, которые отвечают за эмоции и волевые усилия. И это тоже затрудняет процесс реабилитации. Бывает, что такие люди срываются на своих близких, злится на окружающих или впадают в апатию, не хотят ничего делать. Поэтому мы говорим родственникам наших пациентов: не надо обижаться. Это не он на вас злится, это болезнь с вами так общается.
– Если указать самый главный фактор, ведущий к инсульту, что бы вы назвали?
– Я бы назвал три главных опасности: нарушение сердечного ритма, гипертензия и атеросклероз. Много факторов приводят к инсульту, всё это – неправильный образ жизни.
– Почему у человека происходит повторный инсульт?
– Стопроцентную гарантию, что он не повторится вновь, даже при полном соблюдении рекомендаций никто дать не может. Если сохраняются факторы риска, приведшие к предыдущему инсульту, или они были не до конца компенсированы, то это может снова привести к подобной острой катастрофе.
– Но инсульт может и не произойти?
– В большинстве случаев он и не происходит. Если человек меняет свой образ жизни, регулярно принимает препараты, начинает следить за своим здоровьем, проходит медицинские обследования, то он имеет возможность больше не заболеть. Главное, чтобы у него была мотивация для того, чтобы жить. Неважно, какова цель: дети, внуки, родители, друзья – он должен чувствовать, что нужен, ему есть для чего или для кого жить. Это желание является очень важным моментом и для выздоровления, и для дальнейшего восстановления.
– Как не пропустить инсульт?
– Его трудно не заметить. Ключевое слово здесь – резкое нарушение. Внезапно почувствовали слабость в конечностях, сложности с речью, что-то случилось со зрением – это инсульт. Родные заметили, что у близкого человека лицо перекосило, его шатает, каша во рту, не может поднять руки – нужно сразу вызывать скорую.
– «Золотой час» для человека, у которого произошел инсульт – 4,5 часа. Что он даёт?
– Это период, когда клетки мозга функционально выключены, но ещё не погибли. Если это ишемический инсульт, который произошёл вследствии тромбоза и спазма сосудов, то можно восстановить кровоток в повреждённом участке и не допустить гибели клеток.
– Человеку оказывают помощь и выписывают из стационара. Как в дальнейшем должна складываться его реабилитация?
– Медицинская помощь заключается в устранении факторов риска: восстановлении сердечного ритма, лечении атеросклероза, артериальной гипертензии. Больному назначают лекарственные препараты, которые устраняют эти патологические процессы. А реабилитация – это физический процесс. Нужно выполнять упражнения под рекомендацией опытных специалистов. Все необходимые рекомендации по дальнейшему восстановлению даст семейный врач или невролог. В Белгородской области есть соответствующие специалисты и учреждения по восстановительному лечению, которые всегда проконсультируют по вопросам реабилитации и помогут в её организации. Обычно пациенты, которые находились на стационарном лечении по поводу инсульта, получают подобную информацию.
Беседовала Виктория Передерий