здоровье
07:29, 30 августа 2024 г.

Что полезного и вредного дети получают от гаджетов

здоровье
Фото: Go31

Фото: Go31

До начала школы осталась пара дней. И если летом ребёнок, который просидел полночи в интернете, может отоспаться днём, с началом учёбы такая история не пойдёт. Как превратить гаджеты в полезную, развивающую игрушку и как научить детей пользоваться интернетом разумно – наш разговор с психологом белгородской областной детской клинической больницы Екатериной Викторовой.

Плюсы и минусы

Гаджеты и другие современные средства коммуникации для нас – это новая среда обитания. Дети с раннего возраста максимально включены в эту историю. Плюсы и минусы этого вовлечения в интернет мы увидим позже. Но уже понятны рискованные ситуации, в которые может попасть ребёнок.

Гаджет даёт быструю коммуникацию, определённую степень контроля за поведением ребёнка – если говорить об электронных нянях, электронных часах-браслетах, которые помогают не потерять малыша в аэропорту, в торговом центре.

Но есть и минусы. Современные дети могут проводить с гаджетами по семь-восемь часов в день. И это влияет на здоровье. Современные исследования это подтверждают. Гаджеты действуют на незрелую нервную систему детей. При чрезмерном увлечении наблюдаются проблемы с координацией. Это проявляется, например, в игре с мячом. Мелкая моторика – условие развития мозга. Есть такое выражение: интеллект у детей находится на кончиках пальцев. Отсюда система массажа пальчиков рук, работа с мелким конструированием, игра с верёвочкой, нанизыванием шариков. Но печатание на клавиатуре – это не прописывание букв. Это совсем другая работа коры полушарий. Ребёнок может быстро находить информацию, но этой информацией не владеть. Детям намного полезней играть с конструктором, мозаикой, а не работать с сенсорным экраном. К тому же это ведёт к близорукости, вредно для позвоночника, поскольку ребёнок сидит в одной позе за компьютером, а его голова неудобно наклонена.

Игрушка не заменит взрослого человека

Родитель использует гаджет для переключения внимания при капризах, когда надо долго ждать автобус, во время длительной поездки. Но замена родителей игрушкой, любым более привлекательным устройством, приводит к нарушению эмоциональных связей между малышом и его близкими.

Родители – это модель поведения для малыша. Очень часто можно увидеть сцену: ребёнок один копается в песочнице, а его мама или бабушка «залипли» в телефоне на лавочке. Ребёнок теряет очень много, не получая совместной игры со взрослыми. Ведь в ролевой игре от него требуется сотрудничество, возможность договориться, пойти на компромисс. И тут вопрос: с кем остаётся ребёнок – с людьми или уходит в мир компьютерной графики?

Развитие речи

Первые годы жизни важны для развития речи. Только любопытство ребёнка к миру взрослых заставляет его изучать язык. Гаджет тормозит речь и усугубляет коммуникативные проблемы. И к сожалению, нарушение развития речи сегодня отмечается у многих детей в том числе из-за гаджетов. У детей есть проблемы в чтении, восприятии информации. Они не могут связывать слова в предложении и понимать смысл рассказа.

Подростки могут сидеть в интернете не больше двух-трёх часов в день. Это актуально и для взрослых. Лучше проводить выходные без телефона. Конечно, ребёнок будет манипулировать родителями, протестовать, ему будет скучно первые дни. Но если их пережить, то потом он научится взаимодействовать с ровесниками, находить для себя игры и проводить время без гаджетов.

Компьютерные игры

К сожалению, при компьютерной зависимости ребёнок теряет интерес к реальности. Его не привлекают активные игры, у него нет вопросов к окружающим, он начинает беспокоиться, если рядом нет гаджета, теряет чувство времени и меры. Может забыть принимать пищу. Может скрывать от родителей, что он играет, встаёт ночью. А утром еле -еле может поднять голову от подушки. К сожалению, этот феномен существует, и он характеризуется всеми признаками зависимости. Чтобы избавиться от неё, родителям нужно подключить педагогов, психологов, может быть, врача-психотерапевта или врача-психиатра.

Помощь

Напомним, что в Белгородской области работает горячая линия по нацпроекту «Образование». Жители региона могут позвонить по телефону 8 (800) 444-22-32, чтобы задать вопрос специалистам по поводу детской зависимости от гаджетов. Эксперты помогут разобраться, сформировалось ли у ребёнка пагубное пристрастие, и дать рекомендации, как вывести его из этого состояния, если это необходимо.

Записала Виктория Передерий

#Брянская область #психолог #гаджеты #дети #Екатерина Викторова
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"