Что делают врачи при антибиотикорезистентности у больного
Фото: Антон Вергун
В последнее время специалисты во весь голос говорят о том, что человечество в будущем может уничтожить не какая-то глобальная катастрофа, а создания, которые даже не видны невооружённым глазом. Микробы, бактерии, грибы – обычные представители микромира. Мы говорим с врачом-хирургом городской больницы №2 Белгорода Владимиром Коломыцевым о том, насколько опасно соседство с такими микроорганизмами, когда нужно применять антибиотики, а также о резистентности к антимикробным препаратам.
Эта проблема действительно существует. С ней реально сталкиваются врачи. А в отделении гнойной хирургии, где работает Владимир Коломыцев, решать последствия антимикробной резистентности приходится каждый день, ведь сюда поступают пациенты с уже имеющимися серьёзными инфекциями. Проблема эта не новая, она появилась, наверное, с того момента, как были созданы первые антибиотики. Но со временем положение стало резко ухудшаться.
Это связано с тем, что наше население широко использует антибиотики. Появился насморк – антибиотик, горло запершило – антибиотик. Многие ещё не отошли после ковида, когда противомикробные препараты буквально сметали с полок аптек. У многих дома остались целые залежи лекарств. Не пропадать же добру. Люди пропивают их, не задумываясь. Плюс развитие сельского хозяйства, которое привело к увеличению использования различных антисептиков, антибактериальных препаратов. Их дают животным, иначе в таких сложных условиях трудно добиться быстрого роста поголовья в таких объёмах. Куры, свиньи, коровы живут на антимикробных препаратах с раннего возраста. Лекарства, естественно, попадают в мясо животных. А если к тем антибиотикам, которые мы получаем с продуктами питания, добавить ещё беспорядочный приём этих препаратов без назначения врача, картина получается печальная,
– считает Владимир Николаевич.
Врачи применяют специальные методики для определения оптимального вида лечения. Допустим, говорит хирург, поступил пациент с флегмоной – гнойным воспалением кожи и подкожной клетчатки. Делается операция, вскрывается абсцесс, берётся материал на анализ на микрофлору, чтобы выяснить, чем вызвана инфекция, и узнать чувствительность к антибиотикам. Например, золотистый стафилококк чувствителен к цефазолину. Если не произошло излечение, примерно через 10-15 дней берётся повторный анализ и снова идёт проверка на микрофлору. Если поменялась какая-то чувствительность, то меняется и антибактериальная терапия.
Бывает, что у пациента нет чувствительности к известным антибиотикам, тогда приходится прибегать к резервам. Берутся комбинации антимикробных препаратов, используются какие-то сложные антибиотики – двойные, тройные. Поэтому, хотелось бы лишний раз напомнить людям: не надо пить антибактериальные препараты просто так. Если заболел гриппом, то они бессмысленны и вредны. Они не действуют на вирус, а только уничтожают собственную микрофлору человека,
– напоминает Владимир Коломыцев.
Записала Виктория Передерий
Фото: Антон Вергун