Зайчики, кондукторы, аптеки. Впечатления белгородки от поездки в Беларусь
Фото: Сергей Егоров
Не так много осталось стран, куда можно поехать без загранника, со своим весьма специфическим знанием иностранных языков – чтобы не очень затратно, да к тому же ещё и с действующей банковской карточкой. На ум приходит, пожалуй, только Беларусь. В неё я и решила отправиться. Правда, не для отдыха, а по делу: нужно было приобрести лекарство, которое пропало с аптечных полок в Белгородской области, да, видимо, и по всей России.
Выбор пути
На всю операцию я выделила себе три дня. Отъезд в среду, возвращение в воскресенье. Вариантов было несколько. Можно было сесть в Курске в 4:42 на поезд Адлер – Калининград и через 17 часов приползти в Минск как раз к позднему ужину – в 21:40. Билет в плацкарте обошёлся бы всего в 4 600 рублей, а до Курска примерно в 650 рублей на автобусе. Мысль тащиться в соседний город из Белгорода и торчать там всю ночь особой радости не принесла. Да и ночевать где-то в Минске пришлось бы.
Мной был рассмотрен автобусный тур: Белгород – Смоленск. Платишь 3 000 рублей, садишься на автовокзале Белгорода в 8:25 и в 21 час ты в Смоленске. Правда, так поздно потом от автовокзала уже ничего не ходит, нужно переночевать в хостеле. Зато в 7 утра – первый автобус на Витебск. 600 рублей, два с половиной часа езды, и ты в Беларуси.
Почему, кстати, Витебск? Да просто потому, что это ближайший к границе белорусский город. Из него легко уехать в любую часть страны, но внутренние перевозки, как правило, на порядок дешевле междугородних. Я подумала, что обойдусь малой кровью и смогу приобрести нужное лекарство и в Витебске.
Был ещё третий вариант, самый затратный. Но зато и более удобный. Правда, поезд тоже выходил в 4.32, но не из Курска, а Белгорода. Просто других билетов на мою любимую «Ласточку» уже не было. На удобное время отправления летом их раскупают недели за две. Итак, решила я, за 2 764 рублей доеду до Москвы, буду на месте в 12:15, и потом состав Москва – Полоцк увезет меня ещё за 3 800 рублей в восемь вечера в Беларусь. Дороговато, зато есть целый день, чтобы погулять по столице, встретиться с друзьями.
Это же одно удовольствие – пройтись по утреннему Белгороду на вокзал, идти по пустой дороге, когда только солнышко встало, подумала я.
Тем не менее, встать в три утра и плестись по Белгороду, обвешанной сумками (откуда они только взялись!), – не очень соответствовало ожиданиям.
Кстати, в этот день в Москве был шторм, мега ливень и ураган, погибло два человека. И весь день я смиренно провела на железнодорожном вокзале, читая книгу и поглядывая в окно. К счастью, там была бесплатная зарядка телефона. Такие станции есть на всех столичных вокзалах.
Поликлиника им. Ленина
Лекарства в Беларуси можно купить в государственной аптеке по обычным российским рецептам. Правда, тут тоже есть своя специфика. У них рецепты действуют месяц, у нас – год. В какой-то белорусской аптеке могут продать препарат и забрать рецепт. А откуда-то и попросить, сказав, что препаратов у них осталось мало и самим не хватает.
Я приехала в Витебск в пять утра. С учётом позавчерашнего отъезда из Белгорода с восходом солнца, уже начала привыкать к такому раннему бодрствованию.
Город встретил странно знакомым птичьим криком. Кто же так пронзительно орёт над крышами домов? Ба, да это же чайки. Откуда в Витебске чайки, мне не смог рассказать ни один местный житель. В лучшем случае пожимали плечами и лаконично, как Абдулла из фильма «Белое солнце пустыни» отвечали: «Живут!» Может, до моря не долетели? Или это какой-то местный вид сухопутных чаек?
Первым делом я проверила баланс банковских карт. Обслуживаются в Беларуси только «Мир», правда, неважно, каким банком она выпущена. Тут же на вокзале был обменник. Но зачем обменник тому, кто привык к бесконтактной оплате и чувствует себя современным человеком? Баланс не подкачал: все деньги автоматически конвертировались в белорусские зайчики. Я несколько раз полюбовалась на экране банкомата «Сбера» на сумму всех своих карт и решила, что даже при курсе 2 белорусских рубля примерно к 50 российским мне хватит. Снять несколько мелких местных денег в голову не пришло. Ведь современный цифровой человек вполне может обойтись при оплате пластиком.
С 5 до 9 утра я побродила по Витебску. Больше всего порадовало название городской поликлиники №4 им. В. И. Ленина. Вождь, оказывается, был не только главным другом детей, но ещё и известным лекарем.
Ещё впечатлил огромный лозунг на площади Победы «Подвиг советского народа бессмертен». Это уж точно, нельзя убить то, чего нет на свете.
Надышалась воздухом, насмотрелась на достопримечательности, наслушалась птиц и ровно в 9 стояла возле первой попавшейся государственной аптеки. Ура, лекарство было. Правда, всего две пачки. Мне написали адрес другой аптеки, где оно ещё имеется в небольших количествах, и рассказали, как туда добираться.
Очевидно приезжать в Беларусь лучше со своей наличкой, тем более что никто не проверяет её количество. При местных перевозках у меня ни разу за все дни никто не посмотрел паспорт даже при продаже билета в кассе. Он понадобился, когда пришлось отправляться на родину. А ещё в Беларуси не досматривают багаж, что после Москвы выглядит каким-то приятным ноу-хау.
Троллейбус, автобус, трамвай, маршрутка
Я успела вскочить в трамвай и первое, что увидела там – добрые глаза кондуктора. С вас за проезд, сказала она ласковым голосом.
– Ой, а картой нельзя?
– Не работает в общественном транспорте.
– А можно я вам русские рубли дам? Вы их потом поменяете.
При этих словах от меня шарахнулись все, даже пассажиры на соседних сидениях. Нервно оглянувшись, кондуктор сказала: нет, нет, мы принимаем только белорусские деньги. Только потом до меня дошло, что пользование иностранной валютой для белорусов подпадает под Уголовный кодекс.
Выручила какая-то добрая женщина. Она отдала за меня кондуктору плату.
В Беларуси довольно непривычные для россиян цены. 1 рубль (примерно 25 российских) стоит общественный туалет, пирожок, полуторалитровая бутылка воды. За проезд в троллейбусе, автобусе и трамвае нужно заплатить 80 копеек. За 1,80 вам продадут беляш, прокатят в маршрутке. Пришлось вспомнить толкотню двадцатилетней давности в маленьких белгородских пазиках.
За 5-9 белорусских зайчиков можно скромно перекусить в «Макдоналдсе». Койка в хостеле в общем номере стоит примерно 18 местных рублей.
С непривычки всё кажется очень дешёвым. Не следует забывать умножать каждый зайчик примерно на 25, чтобы картинка в голове сразу поменялась.
Дружественные комиссии
Кроме общественного транспорта, где не было терминалов, российские карты действовали везде: в торговых центрах, магазинах, кассах, аптеках, отелях и общепите. Деньги автоматически конвертировались в белорусские по курсу банка, выпустившего карту. Кстати для любителей расплачиваться смартфоном: в Беларуси действует мобильная платёжная система Mir Pay.
Белорусская симка для россиянина в Витебске стоила 25 рублей. И ни копейки меньше. Поскольку я не позаботилась заранее о роуминге, приходилось обходиться без интернета. Сюрприз ждал меня в зоне бесплатного вай-фая: за каждый запрос баланса банковской карты со счёта снимали по 50 российских рублей. Причём это касалось не только «Сбера», но также карт БТБ и «Открытия».
За снятие денег с российской карты брали 1,5% комиссии, и не менее 150 рублей. Чтобы в дальнейшем ездить на общественном транспорте, мне пришлось снять 30 местных рублей в банкомате и потерять 150 своих. Я с горечью вспомнила маленькую очередь к обменнику на железнодорожном вокзале. Без комиссии, оказывается, работали банкоматы «ВТБ Беларусь» и «Белинвестбанка».
Через три часа всё имеющееся в Витебске лекарство я купила. Было только 12 дня. Делать здесь было больше нечего. В 14:15 с железнодорожного вокзала отправлялся поезд в Минск. Цена – 16 белорусских рублей. Ехала в нём в основном молодёжь, пассажиров было немного. До Минска мы добрались за четыре часа под песни Серова, «Дискотеки Аварии» и других хитов ушедшей эпохи.
Минск
Вечерний Минск встретил солнцем и многолюдьем. На экране вокзала идет бесконечная программа про Лукашенко. Вот он задумчиво заглядывает в глаза коровам, вот учит главу района, как надо организовать работу, вот обещает толпе счастливых колхозников с флагами в руках, что скоро в каждой деревне будет построен фельдшерско-акушерский пункт, вот улетает на вертолёте под бурные аплодисменты народа. Сразу стало понятно, что попел в столицу.
Покупаю обратный билет в кассе в Москву на 22:00. Времени как раз остается, чтобы пройтись по городу. И спрашиваю кассира, нет ли тут поблизости государственной аптеки.
– Как же, на втором этаже, под лестницей, – любезно отвечает она.
В аптеке мне говорят, что нужного лекарства нет, но по своей базе пробивают адрес ближайшей аптеки, где оно ещё имеется. Правда, как туда добраться, девушка не знает, она в Минске недавно.
Увы, чтобы подключиться к вай-фаю, нужно зарегистрироваться, но только с белорусского номера. Сколько не ввожу свой мобильный, реакции нет.
– Вам помочь?
Рядом какой-то слегка помятый мужчина с изрядным запахом спиртного.
– Интернет? У меня есть, конечно, я же белорус. Куда ехать? Бульвар Тараса Шевченко? О, на такси всего 12 рублей. Могу вызвать через «Яндекс Go», а то знаете, сколько стоят такси на вокзале.
Человеку из Минска скучно, его поезд через три часа, а тут маленькое приключение. Решил съездить в аптеку вместе со мной. Он плиточник, меньше двух тысяч рублей в день не зарабатывает. А тут друг позвал в Могилёв, есть шабашка, можно зашибать и по 5-6 тыс. в сутки.
– Хорошая у нас жизнь в Беларуси, вот только бы побольше денег платили, – разговорился в такси водитель, узнав, что я из Белгорода. Если сочувствие и проскальзывает во взгляде, то очень осторожное.
Раньше он работал в России. Но уже десять лет каждый год в Литве, у него там и ВМЖ есть. Работает на стройке, вахта 21 день, платят 2 100 евро. Возвращаясь домой, он пару дней проводит с семьёй, а потом ещё таксует до отъезда. Говорит, строит дом, ипотеку брать не хочет. Осталось два-три года, и можно расслабиться, больше времени проводить с детьми.
– Много белорусов в Литве?
– Много, только сейчас что-то зажимать стали, с чего бы вдруг? – искренне не понимает он.
В минской аптеке мне дают ещё две пачки лекарства и забирают рецепт. Моё пребывание в этой стране становится бесполезным. Выхожу из аптеки и вижу своего знакомого плиточника.
– А я вас жду, думаю, как вы назад поедете. Сейчас снова такси через «Яндекс» вызову.
В такси он меня благодарит за интересный вечер, спрашивает, чем занимаюсь, и просит: напишите, что белорусы хорошие, и про Белгород мы всё слышали, не думайте. Мол, ничего, жизнь однажды у всех наладится, не только у белорусов.
Анастасия Самойлова