«Взломай человека – взломаешь все остальное». В крупнейшем банке России рассказали о схемах телефонного мошенничества
В основе практически всех видов и методов мошенничества лежит «социальная инженерия», а манипулирование людьми является самым действенным инструментом в распоряжении преступников, которые действуют по принципу «Взломай человека – взломаешь все остальное».
Злоумышленники используют чувства и эмоции человека: невнимательность, страх, доверие, оказывают на него психологическое давление и побуждают к совершению определённых действий.
Сотрудники управления безопасности Центрально-Чернозёмного банка Сбербанка рассказали о наиболее распространённых инструментах, к которым прибегают мошенники для завладения чужими денежными средствами.
Злоумышленники звонят потенциальным жертвам и представляются сотрудниками МВД, ФСБ, следственного комитета, Центрального Банка, госуслуг, Пенсионного фонда, а также сотовых операторов. В ходе общения они убеждают собеседника, что для сохранности личных сбережений необходимо их перевести на «безопасные» счета. Или же сообщают, что на человека оформлен кредит и для его погашения необходимо получить новый, чтобы потом его перевести на «безопасный» счёт.
Чтобы убедить или запугать человека, мошенники присылают ему фотографии служебных удостоверений силовых структур, документов (договоры, постановления о возбуждении уголовных дел). Также они используют логотипы различных компаний, бланки – всё это делается для того, чтобы скрыть свои реальные преступные намерения, получить любыми способами персональные данные.
Так, более 3,7 млн рублей собиралась перевести мошенникам пожилая жительница Белгорода. За снятием сбережений с банковского счёта она обратилась в офис банка. В ходе обслуживания клиента сотрудник отделения обратил внимание, что бабушка нервничает, и проинформировал об этом сотрудников управления безопасности банка. В ходе беседы с пожилой клиенткой они выяснили, что та находится под воздействием неустановленных лиц, которые выдавали себя за сотрудников ЦБ России и пытались завладеть её денежными средствами.
«Безопасники» Сбера призывают клиентов проявлять бдительность. Что надо делать, чтобы не стать жертвой мошенников:
1. Прежде всего, необходимо проверять входящие номера, а лучше – поставить приложение для фильтрации вызовов;
2. Разговор следует завершать при любых сомнениях и не совершать никаких операций по инструкциям звонящего;
3. Важно помнить, что сотрудники правоохранительных органов не могут допрашивать по телефону, а Центральный Банк никогда не звонит физическим лицам;
4. Держите в тайне данные своей банковской карты – её номер, трёхзначный код с оборотной стороны, пароли из СМС, PIN-код.
Также специалисты напоминают о мерах кибербезопасности:
1. Необходимо установить двухшаговую проверку пользователя при входе в аккаунт и надёжный пароль;
2. Следует пользоваться только официальным программным обеспечением;
3. Нельзя переходить по подозрительно ссылкам;
4. Не передавать конфиденциальную информацию незнакомцам.