«Ворота Европы и Азии». Планам построить российско-украинский аэропорт в Нехотеевке исполнилось 20 лет
Фото: Werner Sobek
Сейчас жители Белгородской области не могут летать в силу объективных причин – небо для гражданских судов закрыто из-за обстрелов ВСУ. Двадцать лет назад же планировалось, что белгородцы обретут второй аэропорт, причём прямо на границе России и Украины. Рассказываем, как уникальный проект задумали и когда пришли к тому, что он неосуществим.
Ровно 21 год назад, 7 ноября 2003-го, руководители Белгородской и Харьковской областей подписали соглашение о создании украинско-российского еврорегиона «Слобожанщина». Тогда и появилась идея уникального проекта для жителей двух соседних регионов – международный аэропорт «Виктория», который станет воздушными воротами между Европой и Азией. Причём не просто аэропорта, а хаба, крупнейшего транспортного узла, который перераспределит пассажирские потоки из разных частей света.
Планировалось, что это будет равноудалённый аэропорт от Белгорода и Харькова. Возле пропускного пункта в Нехотеевке хотели строить огромный торгово-выставочный комплекс: с отелем, складами, магазинами, таможенными терминалами и офисами, где могли бы в безвизовом режиме встречаться предприниматели из разных стран для переговоров.
Разработку проекта инициировал торговый дом «Славинторг» из Белгорода в 2004 году. Спустя год Владимир Путин поддержал проект резолюцией. В том же году белгородский губернатор Евгений Савченко встречался с Виктором Януковичем, украинским премьер-министром, писали тогда журналисты «Бел.ру». Чиновники пришли к общему выводу – харьковский и белгородский аэропорты никак не соответствуют международным стандартам. Тем более аэропорт в Белгороде тогда был далёк от того, что есть сейчас – реконструкция началась лишь в 2010-м.
В 2008-м на проект взглянули в «Белэкспоцентре» в Белгороде. Годом позже проект представили правительству Белгородской области, а немногим позже мастер-план презентовали на Венском экономическом форуме, где он получил поддержку международного сообщества. К 2012 году планы на бумаге были полностью готовы – технико-экономическое обоснование строительства и эксплуатации дописали.
В 2011-м белгородский губернатор встречался с Михаилом Добкиным, который на тот момент был губернатором Харьковской области. «Савченко предложил стереть невидимые границы окончательно. Нет более близких не только по духу, но и по расстоянию столиц», – говорил тогда «Мир Белогорья».
Кто хотел строить
Работу вели три компании: ОАО СП «Славиа», ООО Международный аэропорт «Виктория» и Airport Consulting Partners из Германии. Создание первой компании было приурочено к грандиозным планам – она появилась в 2004 году и взяла на себя реализацию транспортно-логистического центра на границе. Согласно годовому отчёту компании за 2013 год, инициатором была не только она – ещё и страховая компания «Лемма» из Харькова. Каждый год предприниматели искали инвесторов, был куплен земельный участок площадью в 1 316,3 гектаров. Инвестиционный горизонт составит от 600 млн до 1,44 млрд евро, считали в компании.
Спустя годы, в 2016-м, её ликвидировали. Тем не менее, по данным Rusprofile, c августа 2014-го по январь 2022-го учредителями значились торговый дом «Славинторг» и «Интернешнл рейншуеренс транс корпорейшн» из США.
Как должен был выглядеть аэропорт
Немецкая компания Werner Sobek, разрабатывавшая архитектуру аэропорта, стремилась к минимализму. Главное – максимально простая навигация и обилие естественного света. Визитной карточкой воздушных ворот должна была стать «плетёная» сетка из нержавеющей стали по всему зданию, благодаря чему внутри должно было быть всегда прохладно. А северный фасад здания, по задумке архитекторов, открывал вид на взлётные полосы – можно было бы наблюдать, как самолёты то и дело взлетают и приземляются.
Что касается технических характеристик, то от взлётных полос требовали особой устойчивости. Они должны были принимать и отправлять самолёты даже при сильном дожде, ветре и тумане.
Что пошло не так
В 2009 году к основным рискам, связанным со строительством объекта повышенной опасности, прибавился мировой финансовый кризис. Снизилась устойчивость и ликвидность банковской системы, стало меньше возможностей привлечения кредитных средств, ограничены финансовые инструменты. «Возросли риски невыполнения контрагентами своих обязательств», – говорится в отчёте компании за 2009 год. С тех пор компания продолжала искать инвесторов.
Точку в строительстве объекта поставили в 2014 году, когда оно ещё не успело начаться. Компания Airport Consulting Partners GmbH из Германии, которая разрабатывала проект, остановила работу. В феврале 2014-го в Украине случилась смена власти. После этого, как пишет портал «История. РФ», шансов на добрососедское сотрудничество не осталось, хоть и экономический потенциал был велик. Годовой отчёт компании «Славиа» подтвердил – разработка остановлена, судьба проекта неизвестна.
Сейчас мастер-план, разработанный иностранной компанией, остался лишь в веб-архиве. А ресурс еврорегиона, на котором в течение нескольких лет рассказывали о развитии трансграничных отношений двух регионов, больше не доступен в России.
В сентябре 2015-го собрание акционеров «Славиа» одобрило сделку по продаже земельных участков. Часть из них продали уже к концу того года.
«О проекте забыли. И я думаю, что он уже безвозвратно потерян. Потом была реконструкция Харьковского аэропорта. Потом – Белгородского. И к «Виктории» больше не возвращались. Хотя это был один из системообразующих проектов еврорегиона «Слобожанщина»,
– рассказывал Виктор Сапрыка, преподаватель из БелГУ, руководитель Института приграничного сотрудничества и интеграции.