Учёные из БелГУ создали первый в России карбоновый полигон в черте города
Полностью устранить человеческий фактор воздействия на климат невозможно, но белгородские исследователи выяснят, как можно смягчить его.
На базе Белгородского государственного университета возвели 48-метровую башню с метеорологическим оборудованием и газоанализаторами. Экспериментальную площадку разместили в ботаническом саду вуза – в зоне, где выращивают растения для благоустройства городских территорий. Принцип работы башни строится на методе турбулентных пульсаций. Одновременно замеряются и метеопараметры, и концентрация углекислого газа в воздухе. Это даёт данные о том, куда направлен поток углерода: на поглощение или выделение.
Цель проекта – до 10 декабря этого года оценить баланс углерода на всей территории Белгорода. Основная идея заключается в том, чтобы организовать в городе участки для связывания углекислого газа, чтобы отчасти компенсировать выбросы от теплоэнергетике города.
Павел Голеусов, доктор географических наук и профессор кафедры природопользования и земельного кадастра, рассказал, что эта башня – вторая по высоте в России. Более того, карбоновый полигон в Белгороде стал первым подобным объектом, который разместили прямо в черте города.
Оборудование позволяет выявить суточный ход этих потоков и оценить, на сколько возможно смягчить антропогенное воздействие на климат. Мы развернём серию экспериментов по поглощению углекислого газа городской растительностью. Пока мы высадили только тополь без пуха. Осенью, думаю, приступим к отдельным рассказам о наших экспериментах,
– делится учёный.
Наблюдения за углеродным балансом агломерации ведут с ноября 2022 года. Об итогах мониторинга стоит говорить спустя ровно год, когда теоретические представления подкрепятся результатами экспериментов. Но одно видно уже сейчас – наша экосистема не справляется с природным и человеческим потоками выбросов, поглощая всего четверть из них. Особенно в ритме городской жизни, когда работает отопление, ездят автобусы и происходят другие процессы, так или иначе вредящие окружающей среде. Благо, оперативные данные позволяют проследить, что именно изменило баланс – если цемзавод, находящийся неподалёку, накроет местность дымом и пылью, то учёные тут же увидят на оборудовании пиковые показатели.
Отдельное внимание уделят тому, как почва поглощает углерод. Плодородный чернозём теряет углерод, что может отразиться как на сельском хозяйстве, так и экологии местности в целом.
Центральное Черноземье накапливает углерод из атмосферы в органическом веществе чернозёмов. За то время, пока мы их использовали, почвы потеряли этот углерод, он вернулся в атмосферу. Мы же должны его вновь вернуть в почву и надолго там его законсервировать,
– рассказывает Голеусов о планах исследователей.
Есть и экономический фактор – чем больше человек расходует невозобновляемые ресурсы, тем выше должна быть плата владельца техники, который греет атмосферу выбросами.
У кого-то 200 квадратов, а у кого-то вдвое больше. Ты сжигаешь больше, поэтому и платить должен больше. Мы к этому всё равно придём, как бы нам ни хотелось расслабиться на наших просторах,
– резюмирует исследователь.
Читайте также:
● Пойманный углерод. Как в БелГУ собираются делать деньги из воздуха