Как в Белгороде лечат аритмию. Фоторепортаж из операционной
Фото: Антон Вергун
В Белгородской областной клинической больнице святителя Иоасафа, на базе кардиологического центра, ежедневно проводят операции – от относительно простых до сложнейших. Не так давно врачи рассказали о первой за четыре года пересадке сердца. На этот раз в стенах больницы поведали об уникальной операции, спасающей пациентов от аритмии. И даже – показали.
Аритмия молодеет. Если раньше от неё страдали преимущественно пожилые люди, то сегодня с такой проблемой к кардиологам попадают и 30-летние, и даже 20-летние. Сегодняшняя пациентка не сильно старше – ей 46 лет. Проблемы у неё начались около пяти лет назад. Первые три года с аритмией можно было справляться препаратами, но сейчас и они не помогают: приступы случаются через день. Пока анестезиолог был занят срочным пациентом, Вячеслав Алеев, хирург-аритмолог, рассказал журналистам, в чём главная трудность и в чём уникальность операции – криоабляции устьев лёгочных вен, которую вот-вот он снова проведёт.
Сложно, но возможно
Примерно до начала двухтысячных аритмию лечили исключительно медикаментозно. Таблетки и правда помогали, но на время, потому что возникает ожидаемое привыкание. Сердце требует всё большую дозу, вред от которой может превысить пользу. Радиочастотная абляция и большие хирургические операции, которые начали проводить позже, не показали высоких результатов. Всего 60% прооперированных начинают новую жизнь со здоровым ритмом сердца. А связано это со сложным механизмом аритмии.
Криоабляцию устьев лёгочных вен, когда на очаги действуют заморозкой, проводят под местной анестезией. Пациент не чувствует боли и находится в сознании, изредка отвечая на вопросы хирурга и медсестёр. На данный момент криоабляцию считают самым безопасным и простым способом лечения аритмии. Но и здесь, конечно, не обходится без сложностей. Главная – необходимо полностью преодолеть предсердие через пункцию межпредсердной перегородки и устранить четыре места основных очагов. Устья изолируют, и прекращается передача электрических импульсов по предсердиям. В течение всей операции команда медиков в жилетах, защищающих от излучения, следит за экраном. Рентген показывает, как двигается катетер внутри грудной клетки.
Там находятся бухты, которые при определённых условиях начинают давать слишком частые импульсы, которые и вызывают аритмию. Одним словом, это рутинная операция, но сложность в том, чтобы добраться. Неправильная пункция через межпредсердную перегородку может привести к перфорации стенки, и поможет только большая хирургическая операция. Все пациенты, которые идут на операцию, об этом знают. Но их эта аритмия настолько сильно замучила, что они идут на всё, чтобы хотя бы попытаться уйти от недуга. А мы помогаем в этом по мере сил,
– делится Алеев.
В стационаре прооперированные проводят минимум пять дней. Если контрольное исследование показывает, что человек оправился, то скоро он отправляется на амбулаторное наблюдение. Несмотря на это, восстановление затяжное – во время операции повреждают миокард, то есть сердечную мышцу. Пациентам запрещены тяжёлые физические нагрузки. Зато можно отправиться на работу уже после выписки – если, конечно, человек отлично себя чувствует.
Около 70% людей, которые прошли через криоабляцию, выздоравливают. Остальная часть пациентов, как сообщает хирург, больше не наблюдает признаков аритмии в повседневной жизни, хоть недуг и не уходит полностью. За всеми пациентами внимательно следят после вмешательства, а порой приходится делать повторную операцию.
«Учитывая, что в мире творится, не всегда получается закупиться»
Вячеслав Владимирович на вопрос, сколько врачей в регионе умеют делать такие операции, скромно отвечает – лишь один. К тому же, оборудование и расходники для такого вмешательства дорогие. За все годы, что белгородский центр проводит такие операции, через криоабляцию прошли 180 человек. После начала СВО и санкций против России закупать расходники стало сложнее. Тем не менее, уже в этом году число операций планируют заметно увеличить.
Частота зависит от того, как поступает расходный материал. Учитывая, что в мире творится, не всегда получается закупить то количество, которое нам необходимо. Всё оборудование или американского или канадского производства. В прошлом году мы выполнили 29 операций, а в этом планируем уже 50,
– рассказывает хирург.
Пока что региональный кардиоцентр проводит такие операции лишь жителям Белгородской области – тут на своих бы хватило расходников. К тому же пациентов оперируют бесплатно по федеральной квоте, которую выделяют на конкретный регион. Хирург не исключает, что в будущем федералы могут выдавать квоты жителям и других областей России. Тогда белгородский кардиоцентр начнёт принимать и приезжих пациентов с аритмией.
В нынешней обстановке трудности вызывают и обстрелы. Пока все бегут в укрытие, услышав сирену воздушной тревоги, хирурги, их ассистенты и операционные медсёстры стоят на своих местах, не отвлекаясь от кропотливого процесса. «А что делать? Отрываться никак нельзя. Надо доделывать. Если, правда, в нас не попадёт», – заключает Алеев и отправляется в операционную.
Текст: Анна Григор
Фото: Антон Вергун