Кирилл Царёв: Больше 60 % выдач ипотеки – это вторичное жильё
Фото: Сергей Егоров
Об этом первый заместитель председателя правления Сбербанка рассказал в студии Business FM на Петербургском международном экономическом форуме.
BFM: Ипотечный портфель крупнейшего банка страны в этом году вырастет на 49%. Цифра большая. Но как она выглядит по сравнению с прошлыми годами?
Кирилл Царев: Цифра действительно хорошая. Это важный для нас показатель. При этом если сравнивать рост ипотечного портфеля не только с 2022-м, но и с 2021 годом, то и тогда заметим серьезный прирост.
2021-й тоже был годом взрывного роста ипотеки в связи с введением льготных программ. Последний «нормальный» год был 2019-й...
На самом деле, объёмы выдачи ипотеки сейчас всё равно стали больше. Где-то это связано с программами по субсидированию и господдержкой. Но мы донастраиваем различные программы для наших клиентов, сами сервисы делаем удобнее. Поэтому видим, как развивается весь ипотечный портфель, и у нас абсолютные рекорды по выдачам.
Чем вы объясняете этот взрывной рост?
Мне кажется, он не взрывной, а постепенный. Люди всё больше используют ипотеку в качестве возможности улучшить свои жилищные условия, это совершенно нормально. В свое время это был относительно новый продукт, потом он стал постепенно развиваться. Кто-то продаёт квартиру, в которой ещё есть ипотека, и покупает новое жильё. Раньше это казалось невозможным. Возможно, у человека есть ипотека, ему осталось за неё платить два-пять лет, и долг уже небольшой, но за это время изменилась жизненная ситуация, родился ребёнок, и ему нужна уже другая жилплощадь.
Одна из наших задач — правильно состыковать продукты таким образом, чтобы вы могли и старую квартиру продать, и новую получить. Сейчас, например, растёт ипотека на ИЖС. Это относительно новый продукт, при этом мы понимаем, что индивидуальное жилищное строительство существовало давно.
Там нет понятного залога…
На этом рынке происходят существенные изменения. Появляется типовая застройка, коттеджные поселки. Мы тоже делаем определенные шаги, чтобы в случае, когда клиент строит сам, мы тоже ему могли помочь с финансированием. Вместе с тем там есть свои сложности. Клиенты сначала несколько оптимистично оценивают, сколько будет стоить для них строительство, когда делают сами. Поэтому по мере того, как развивается само ИЖС, параллельно развиваются и банковские продукты.
Всё-таки есть большой разрыв в ценах на новостройки и вторичное жильё. А поскольку новостройка через три месяца, а уж тем более через год переползает во вторичный рынок, стоимость залога падает.
Мы на это внимательно смотрим. У нас больше 60% выдач ипотеки — это «вторичка», поэтому нельзя сказать, что драйвером является исключительно «первичка». Иногда разница между новостройками и не новым жильём расширяется, иногда сужается. Это тоже вполне естественно. К тому же что такое вторичное жилье? Это, может быть, как 30-летняя, так и двухлетняя квартира.
О чём и речь, потому что льготы распространяются только на новостройки.
Я имею в виду, что в новых жилых комплексах несколько иная инфраструктура. Есть консьерж, современная входная зона, закрытая территория… В домах 40-летней давности нет целого набора элементов, которые тогда просто не считались стандартом и не были предусмотрены. У вас может быть одна площадь, но мы понимаем, что даже у двух вторичек может быть объективно разная цена.
Мы внимательно смотрим за тем, сколько стоит конкретный объект недвижимости как на первичном, так и на вторичном рынке. У нас достаточно большая база, поэтому мы считаем, что всё в текущем режиме находится под контролем.