Как уберечь детей от киберугроз. Советы правоохранителей, психологов и финансистов

Фото: пресс-служба Сбербанка
В орбиту влияния кибермошенников попадают люди любого возраста – от пенсионеров до школьников. Чтобы уберечь самых юных пользователей интернета от нежелательного контента или мошенников, взрослым необходимо постоянно повышать свою цифровую грамотность.
Проблемы детской цифровой безопасности обсуждались на круглом столе с представителями регионального управления МВД, Сбербанка и детского омбудсмена.
«За 12 месяцев 2024 года поступило около пяти тысяч сообщений о преступлениях в сфере IT в Белгородской области. Из них 73% – это мошенничества. Преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, составляют более трети от общей массы зарегистрированных. Ущерб от них, к сожалению, растёт, и за прошедший год он превысил 1,6 миллиарда рублей»,
− рассказал начальник отдела информации и общественных связей УМВД региона области Алексей Гончарук.
Только за последнюю неделю января этого года на удочку мошенников попались 57 жителей Белгородской области. Общая сумма похищенных у них денег составила свыше 16 миллионов рублей. Из них более 5 миллионов жители региона взяли в кредит.
Интернет-мошенники постоянно совершенствуют свой преступный промысел, применяя новые технология и разрабатывая новые схемы обмана. Правоохранительные органы также стараются идти в ногу со временем, чтобы раскрывать киберпреступления. Так, за прошлый год в суды региона направили более ста уголовных дел о кибермошенничестве, к уголовной ответственности привлекли более 600 человек.
Фото: Максим Алтухов
Наиболее распространённым способом «подцепить на крючок» является телефонный звонок от мошенника под предлогом общения с представителями различных банковских или госучреждений, сотрудников правоохранительных органов. Суть разговора злоумышленника одна: под различным предлогом убедить жертву перевести деньги на счёт мошенников или сообщить персональные данные, чтобы тоже перевести деньги на счёт мошенников
Также, как рассказал начальник контрольно-методического отдела СУ УМВД России по Белгородской области Игорь Жуков, преступники обращаются в мессенджерах по поводу приобретения или продажи различных товаров на маркетплейсах, а также предлагая дополнительный заработок без особых усилий и затрат.
Даже когда преступный замысел удался, мошенники не отстанут от жертвы просто так. Для того, чтобы вернуть свои деньги, злоумышленники вовлекают потерпевших в новую схему противоправных действий, такие как повреждение имущества государственных органов власти, различных организаций, уничтожение имущества, поджоги, например, релейных шкафов на железной дороге, и так далее. И тогда уже сами жертвы становятся преступниками и попадают под уголовную ответственность.
Советы от полиции
1. При любом сомнительном разговоре с незнакомого номера просто положить трубку. Чтобы точно удостовериться, надо перезвонить по контактному номер банка или родственнику, якобы попавшему в беду;
2. Если представляются сотрудниками правоохранительных органов для получения какой-либо информации, то такой опрос происходит или в отделении полиции, либо при личном визите сотрудников при предъявлении оригиналов удостоверения, поэтому – тоже положить трубку.
Судя по сводкам МВД, наиболее часто на уловки кибермошенников попадают люди старшего поколения. Однако дети и подростки тоже становятся жертвами злоумышленников в сети.
«Год от года знакомится с интернетом подрастающее поколение начинает всё раньше, оставаясь при этом уязвимым перед множеством киберугроз. Чтобы уберечь детей от этих опасностей, взрослые должны сами постоянно повышать свою цифровую грамотность и знать обо всех схемах и сценариях, которыми пользуются преступники»,
– заметил заместитель управляющего Белгородским отделением Сбербанка Александр Киян.
При этом дети могут помочь кибермошенникам и неосознанно.
«Одна из основных опасностей для детей в интернете, — это распространение личных данных самого ребёнка и его близких на просторах сети. Поддавшись на манипуляции злоумышленников, ребёнок может выложить в интернет фамилию, имя, отчество родителей, адрес проживания, наименование и адрес школы, в которой учится. Заполучив их, мошенники подталкивают детей к совершению противоправных действий. Они могут просить поджечь релейные шкафы, выложить в интернет контент экстремистского характера и другое. Именно поэтому детям обязательно нужно объяснять, какие данные в интернет выкладывать можно, а какие нельзя»,
– рассказала уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых.
Обращаясь к детям, злоумышленники во многом пользуются их доверчивостью. Например, попросить ребёнка забрать деньги у обманутого ими пожилого человека и положить их на мошеннические счета.
Ещё одной киберугрозой в цифровой среде по-прежнему является втягивание детей и подростков в различные группы смерти в соцсетях. При этом несовершеннолетние могут привлекаться и для влияния на своих сверстников.
Также в интернет-пространстве появились группы так называемого скул-шутинга. Там призывают к нападению на разные образовательные организации, как с помощью огнестрельного, так и холодного оружия. Так, в начале января в соседнем Курске 16-летний парень ворвался в школу с молотком и ножами и попытался напасть на учащихся.
В Белгородской области несколько лет назад тоже могло произойти подобное. Но классный руководитель заподозрил неладное в поведении своих учеников и передал информацию в правоохранительные органы.
Среди нападавших на своих ровесников немало тех, кто до этого подвергался интернет-буллингу. Запугивание, травля ребёнка через интернет-пространство – ещё одна опасность для детей и подростков в цифровой среде.
Такой процесс может сопровождаться распространением различного компромата, которые ребята могут отправлять сами злоумышленникам, например, фотографии в обнажённом виде. Получив такое, мошенники начинают угрожать ребёнку разместить такие фото в открытом доступе.
Ещё одно опасное явления известно под названием доксинг, когда злоумышленники используют личную информацию о детях или подротсках, а также об их близких. При этом обращение о якобы неподобающем поведении в семье могут направляться в правоохранительные органы и органы опеки.
Совет от омбудсмена
1. Родителям стоит чаще разговаривать с детьми, объяснять, что хорошо, а что плохо в интернете. Как приучить к обычной гигиене, например, чистить зубы по утрам или мыть руки перед едой, следует приучить и к информационной гигиене;
2. Для маленьких детей установить на гаджеты «Родительский контроль».
«Сейчас ведётся очень много разговоров о пользе и вреде цифровой среды. Но есть неоспоримый факт — цифровая среда плотно вошла в нашу жизнь. По статистике треть пользователей интернета — дети и подростки до 18 лет. Количество детей, использующих гаджеты, растёт. Также увеличивается экранное время. В Белгородской области этому способствует и дистанционное обучение»,
– отметила психолог, сотрудник Белгородского отделения Сбербанка Людмила Голенищева.
Проблема безопасного интернета для детей и подростков намного обширнее, это проблема и интернет-зависимости в целом. Ведь чем меньше ребёнок проводит время в сети, тем меньше он подвержен киберопасностям.
«У детей, которые проводят большое количество времени в гаджетах, формируется привычка, которая может вызвать и форму зависимости. В свою очередь, зависимость влияет на когнитивные процессы, эмоциональную сферу, происходит инверсия сна, нарушение процессов мышления, формируется клиповое мышление и нарушаются функции внимания»,
– рассказал специалист.
Признаки интернет-зависимости:
- ощущение грусти, тоски и скуки в офлайн-среде и радость при переходе в онлайн: «Ура! Наконец-то!»;
- утрата социальных связей, ослабление навыков общения;
- снижение успеваемости, пропуски учебных занятий. Забывчивость, рассеянность, ребёнку сложно долгое время удерживать внимание;
- постоянное обновление своей страницы в соцсетях, интернет-сёрфинг;
- постоянные разговоры на темы интернета, использование мемных словечек или словосочетаний даже с теми, кто в этом особо не разбирается;
- появление соматических симптомов – сухость глаз, боль в мышцах, суставах;
- эмоциональная нестабильность (раздражительность, агрессивность, нарушение сна).
Всё это приводит к уязвимости самооценки и появления абсолютной веры в получаемую информацию без её критической оценки, чем и пользуются киберпреступники.
Советы психолога родителям:
1. Постоянно напоминать и показывать, чем полезна цифровая среда. Это удобный поиск информации, огромные возможности для самореализации и самовыражения, ряд игр («Майнкрафт», головоломки, стратегии) развивают креативность и когнитивную гибкость, а для тех подростков, кто испытывают трудности в общении в реальной жизни, интернет представляет большие возможности для построения коммуникаций;
2. Установить семейные правила – сколько времени в день и когда можно проводить онлайн, наделить обязанностями по дому или хозяйству;
3. Договориться о правилах безопасности в интернете – не добавлять в друзья сомнительные личности и подозрительных незнакомцев, сообщать родителям о странных сообщениях, не выкладывать личные данные, не отправлять незнакомцам свои фото или фото близких, номера карт и телефоном, не переходить по неизвестным ссылкам.
«Если поступил звонок от сотрудника банка, оператора связи, представителей государственных или силовых структур, лучше всего положить трубку. И уже затем самим перезвонить в официальные источники и уточнить, действительно ли вам звонил тот самый сотрудник. В Сбербанк перезвонить можно по номеру 900. Если банк заподозрит какие-либо мошеннические действия по счетам клиента, он приостановит операцию самостоятельно или заблокирует счёт. При этом какие-либо дополнительные действия от клиента банку не нужны»,
– рассказала в свою очередь эксперт по кибербезопасности Сбербанка Екатерина Гончарук.
Сведения о мошеннических реквизитах, включая номера телефонов, использует система антифрода крупнейшего банка страны, эффективность которой в 2024 году достигла 99,8 %, а также бесплатный сервис по определению мошеннических звонков в мобильном приложении. Так банку удаётся предотвращать хищения.
Так, в финучреждении при подозрительных операциях, например, снятии всех средств со всех вкладов раньше срока с потерей процента, может направить человека для подтверждения операции в офис. В этом случае сотруднику нужно убедиться, что клиент берёт денежные средства себе, а не мошенникам. Если есть подозрения о влиянии злоумышленников, сотрудники банка задают ряд наводящих вопросов, чтобы клиент увидел ситуацию целиком и обдумал её. Также при переводах по сомнительным номерам банк может приостановить процесс и уточнить у клиента, точно ли он осуществляет перевод и по этому ли номеру.
Советы от банка
Обучать основам кибербезопасности надо уже с малых лет. И лучше это делать в игровой форме. В рамках круглого стола для юных пользователей интернета на площадке детского города мастеров прошли мастер-класса, а с помощью настольной игры «Безопасный город» дети проверили свои знания цифровой безопасности.