Искусственный интеллект становится потребительским сервисом. Исследование «Ростелекома»
Фото: пресс-служба "Ростелекома"
Компания совместно с Институтом развития интернета (АНО «ИРИ») представила на площадке АНО «Цифровая экономика» свежее исследование главных мировых и российских трендов развития новых коммуникационных интернет-технологий (НКИТ).
Исследование показало, что во всём мире развитие цифровой креативной индустрии, производство и потребление контента всё более зависят от технологий искусственного интеллекта (ИИ), включая негативное влияние дипфейков. Одновременно генеративные нейронные сети (GPT) сами стали потребительским сервисом, аудитория которых растёт в геометрической прогрессии.
Мы уже в 2021 году отмечали, что технологии искусственного интеллекта всё больше определяют, что выбирает, читает и смотрит человек, и этот тренд только усиливается с каждым годом. Расширяется использование ИИ в производстве контента, в том числе для неблаговидных целей в виде разного рода дипфейков. В отличие от ситуации во многих странах мира российские коммуникационные сервисы, такие как социальные сети, поисковые сервисы, онлайн-кинотеатры, традиционно занимают лидирующие позиции в своих областях. Поэтому у нас в целом по важным направлениям высокая степень технологического и культурного суверенитета, но отдельные сегменты находятся еще в начале пути,
– отметил вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков.
В 2021 году правительство РФ поставило цель активизировать приток российской аудитории на отечественные площадки, в том числе с помощью мер государственной поддержки. «Ростелеком» был привлечён к разработке дорожной карты НКИТ и для оказания экспертно-аналитической поддержки по её реализации, позднее она стала частью дорожной карты развития высокотехнологичной области «Новое общесистемное программное обеспечение» (НОПО). В рамках реализации дорожной карты «Ростелеком» и партнёры проводят ежегодные аналитические исследования.
Поддержка со стороны государства была предусмотрена как разработчикам конечных потребительских сервисов (соцсети, мессенджеры, видео-хостинги, онлайн-кинотеатры, потребительские AR- и VR-решения), так и вспомогательным (поисково-рекомендательные сервисы, решения по генерации и распознаванию сгенерированного контента). За эти годы удалось достигнуть большинства целей, даже в условиях усиления негативных внешних факторов.
По изначальным прогнозам, на конец 2023 года 90 млн российских пользователей должны были пользоваться отечественными социальными сетями, в 2022 году прогноз был повышен до 95 млн пользователей, однако и он оказался перевыполнен. Аудитория всех отечественных коммуникационных сервисов на конец 2023 превысила 99 млн пользователей.
Технологии ИИ все шире используются российской аудиторией: привычны стали сервисы для генерации изображений с помощью технологий ИИ, появились сервисы генерации коротких видео на базе текстового описания. Благодаря внедрению ИИ отечественные поисковые сервисы, которые и ранее занимали лидирующее положение на рынке, перехватывают долю рынка у зарубежных игроков. Функции поисковых и рекомендательных сервисов могут перейти к персональным ИИ-ассистентам, которые станут главными интерфейсами взаимодействия человека с цифровой средой.
Многие страны осознают, что компьютерные игры привлекают огромную пользовательскую аудиторию, поэтому ещё несколько лет назад в мире наметился тренд на контроль за игровыми сервисами и контентом. В России государство включилось в создание контента с учётом национальных интересов: для разработчиков игр запущен грантовый конкурс, оператором которого является Институт развития интернета. Были созданы Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ), Русская ассоциация дистрибьютеров и импортёров видеоигр («Р.А.Д.И. Видеоигр»), а также начала деятельность рабочая группа «Игровая индустрия» АНО «Цифровая экономика». В исследовании отмечается, что в России вышла первая за долгие годы видеоигра ААА-класса Atomic Heart.
Реклама, ПАО "Ростелеком", ИНН 7707049388