транспорт
16:33, Cегодня

Что тормозит автоматизацию логистики в Белгородской области

транспорт
Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Белгородская область существует в режиме чрезвычайной ситуации, что накладывает отпечаток на экономические процессы. Тем не менее, в регионе идёт деловая жизнь, открывается новый бизнес. Особая активность отмечается в транспортно-логистической отрасли. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал, как с помощью современных технологий заводы и предприятия региона могут вывести работу с логистикой на новый уровень.

Логистика в проблемной зоне

Развитие логистики в Белгородской области на сегодняшний день затруднено, приграничное положение региона ограничивает возможности и повышает риски транспортировки грузов. Летом 2023 года была озвучена информация о том, что грузы, доставляемые в Белгород, не подлежат страхованию. С одной стороны, необходимость действовать на свой страх и риск снижает привлекательность направления для перевозчиков. С другой – нужно делать поправку на общее состояние рынка страхования грузов в России.

Как отмечают эксперты, в российской логистической отрасли не существует обязательного страхования, и на него часто закрывают глаза, ограничиваясь самострахованием, когда убытки покрываются из резервного фонда или уставного капитала компании. Так, по данным платформы цифрового сопровождения страхования грузоперевозок Zunami, в том же 2023 году были застрахованы только 20% грузоотправлений в России. Таким образом, острота данной проблемы в отношении Белгородской области несколько нивелируется.

Сегодня необходимо учитывать все риски при оценке ситуации в логистической отрасли Белгородской области. Тем не менее, местные власти и федеральные власти поддерживают и вкладываются в развитие этой отрасли. В частности, областным министерством экономического развития и промышленности был организован конкурс на предоставление бюджетных субсидий, из которых белгородские экспортеры смогут возместить часть затрат на логистику.

В конце 2023 года специалисты Федерального центра компетенций сертифицировали первую Фабрику логистических процессов в Белгородской области. Данный проект представляет собой курс тренингов для местных специалистов, который поможет белгородским предпринимателям получить практический опыт и прокачать навыки по применению технологий эффективного производства.

В сентябре 2024 года в рамках нацпроекта «Производительность труда» белгородский производитель игрушек «ПК Лидер» с помощью экспертов регионального центра компетенций ускорил логистику на складе на 42%. Кроме того, объём незавершенного производства в результате осуществленных изменений снизился на 33%, а выработка в потоке выросла на 13%.

Для развития в сложных и даже экстремальных условиях необходимы инструменты, обеспечивающие нивелирование рисков и оптимизацию ресурсов. Такие возможности для логистики предоставляют современные цифровые решения.  

В Белгородской области цифровизация транспортного направления происходит на протяжении нескольких лет. В частности, с 2020 года реализуется проект внедрения и использования интеллектуальной транспортной системы в систему дорожного движения. Отмечается, что благодаря работе ИТС за 5 лет в Белгородской агломерации почти вдвое уменьшилось общее количество ДТП, а число пострадавших снизилось в 2,5 раза. Также удалось добиться значительных позитивных изменений в организации улично-дорожной сети.

Потребность в модернизации осознаётся и белгородским бизнесом. Компания «Логистик Белогорья», лидирующая в регионе в сегменте рефрижераторных перевозок, называет цифровую трансформацию в числе своих актуальных задач. На предприятии уже внедрена цифровая логистическая платформа, позволяющая компании формировать оптимальные маршруты, прогнозировать плановое время прибытия и в автоматическом режиме контролировать ход перевозок. Результатом автоматизации стало уменьшение простоев и порожнего пробега транспорта, а также повышение качества работы с клиентскими заявками.

Цифровизация: на газ или на тормоз

До 2022 года Белгородская область была одним из хедлайнеров в сфере цифровизации транспорта. В 2020 году на площадке правительства регина было проведено совещание по вопросам внедрения интеллектуальных транспортных систем в субъектах РФ. В мероприятии приняли участие представители минтранса и других федеральных ведомств, а также представители из 40 регионов.

«Белгород не зря выбран центральной площадкой для обсуждения внедрения интеллектуальных транспортных систем. Здесь реализуется много проектов с применением IT-технологий, которые помогут повысить безопасность перевозки пассажиров и снизят аварийность на дорогах»,

– подчеркнул советник министра транспорта РФ И. Козубенко в ходе обсуждения.

Ценность технологических инноваций для логистической отрасли Белгородской области не снижается и в нынешних условиях. Уже сейчас транспортное направление является значимым драйвером региональной бизнес-активности. Согласно данным сервиса «Деловая среда», в первые три месяца 2024 года количество регистраций бизнеса в Белгородской области выросло в сравнении с показателями аналогичного отрезка прошлого года на 13 %, при этом максимальный рост (83 %) продемонстрировали именно пассажирские и грузовые перевозки. Этот же сегмент занял второе место по числу бизнес-регистраций в Черноземье в абсолютном выражении, уступив лишь розничной торговле.

Появление новых участников будет стимулировать конкуренцию на рынке грузоперевозок, и фактор цифровизации может оказаться ключевым в этой борьбе. Существующие на IT-рынке разработки способны закрывать основные потребности компаний. Ассортимент технологический решений охватывает широкий спектр возможностей.

GPS и мобильные приложения. Решения с использованием GPS-трекеров и NFC-меток позволяют отслеживать местоположение машин в режиме реального времени. Это повышает точность прогнозированию времени доставки, позволяет реагировать на изменения в маршруте и снижает риски, в том числе от человеческого фактора. Также многие компании предоставляют клиентам доступ к мобильным приложениям, где они могут отслеживать статус своих грузов, что повышает уровень доверия.

Интернет вещей. Актуален для перевозок грузов, чувствительных к условиям транспортировки. Установленные на грузовиках и контейнерах датчики регистрируют существенные данные (от температуры и влажности до состояния груза), которые передаются в реальном времени на облачные платформы для обработки и анализа. Это позволяет компаниям более точно контролировать условия перевозки, предотвращать повреждения груза и сохранять его качество.

Электронный документооборот. В сравнении с традиционным, цифровой формат значительно ускоряет процессы проверки, согласования и передачи документации, снижает риски ошибок и сводит практически к нулю возможность порчи и утраты важных данных. Используя электронные транспортные накладные, счета-фактуры и т.д., бизнес не только сокращает издержки, но и ускоряет финансовые транзакции, обеспечивая своевременное наполнение бюджета без кассовых разрывов.

Прогнозирование и аналитика. Сбор большого объёма данных о грузоперевозках позволяет использовать специальные инструменты для прогнозирования спроса, оптимизации маршрутов и управления ресурсами. Аналитика помогает компаниям принимать более обоснованные решения, повышая эффективность и корректируя стратегию развития.

Робототехника и автоматизация. Роботы и автоматизированные системы всё чаще задействуются в складской и логистической деятельности, высвобождая человеческий ресурс для более квалифицированной работы. Автоматизация рутинных задач по перемещению и сортировке грузов ускоряет процессы и снижает риски ошибок из-за человеческой усталости и невнимательности.

Не ждать, а опережать

Важным обстоятельством является то, что на сегодняшний день практически весь спектр IT-решений для бизнеса успешно предоставляется отечественными поставщиками. Высокий уровень технологического импортозамещения подтверждается, в частности, опытом аграрного сектора – одного из локомотивов для экономики Центрально-Черноземного региона. В ГК «АгроТерра», использующей помимо стандартных пользовательских бизнес-приложений, специализированное ПО и оборудование для управления транспортом и выполнения полевых работ, для новых технологических решений используют открытое ПО, на котором строят модели или технологические решения «под себя». Как отмечают в компании, «Отечественные продукты и технологии очень быстро развиваются и гибко дорабатываются под наши требования».

Несомненно, Белгородской области есть куда расти в плане цифровизации. В том же аграрном комплексе по данному показателю регион уступает даже соседям по Черноземью. В недавнем рейтинге инновационности российских субъектов в АПК, разработанном «Россельхозбанком» совместно с центром «Сколково», Белгородская область занимает 18 место, тогда как Липецкая и Воронежская находятся на четвертой и пятой строчках.

В логистической отрасли резерв возможностей ещё больше. На состоявшемся в марте круглом столе РБК Черноземье констатировалось, что процесс цифровизации транспортной отрасли в регионе проходит недостаточными темпами. Среди причин указывалась нехватка квалифицированных кадров, а также дефицит успешных кейсов на рынке. Как высказался один из экспертов, нужно показать успешные практики в разных отраслях. И после этого только внедрять продвинутые инструменты цифровизации.

С таким мнением нельзя полностью согласиться. Актуальность цифровой модернизации для белгородской логистики проявляется уже здесь и сейчас, и она будет только расти по мере перехода к ритму мирной жизни. С каждым годом всё больше компаний будут автоматизировать свою логистику с помощью российских IT-инструментов. В конечном итоге, к необходимости цифровизироваться придут все, но те, кто долго дожидался накопления «успешных практик» могут лишиться конкурентных преимуществ и доли рынка.

#цифровизация транспорта Белгородской области #логистика Белгородской области #Яндекс.Магистрали
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"