Больше половины предпринимателей России удовлетворительно оценивают финансовое положение своего бизнеса
Фото: архив
Это показало исследование Сбера, минэкономразвития РФ и фонда «Общественное мнение» по итогам II квартала этого года.
Большая часть опрошенных положительно оценивает финансовое положение своего бизнеса и перспективы, а треть — планирует расширение штата.
Изменение финансового положения и планы на будущее
По данным, приведённом в исследовании, по-прежнему более половины (58 %) предпринимателей считают финансовое положение своего бизнеса удовлетворительным. Стало больше предпринимателей, сообщивших о росте выручки за последние три месяца (22 % во втором квартале против 14 % в первом квартале), и меньше — заявивших о её снижении (25 % во втором квартале против 34 % в первом).
Чаще оптимистично настроены предприниматели 35-45 лет (57 %), мужчины (54 %) и те, кто в основном выполняет заказы для государства (57 %). Настроены тревожно чаще предприниматели от 46 до 55 лет (53 %), женщины (62 %) и те, кто ведёт бизнес в городах с населением 500 тысяч человек и более (54 %).
Что касается прогнозов в отношении ситуации в экономике страны в ближайшие полгода, то предприниматели стали чаще ожидать стабильности. Доля тех, кто считает, что изменений не будет, выросла с 31 % до 37 %. При этом они стали чаще строить долгосрочные планы, то есть на полгода и более (рост с 56 % до 62 %). В этом предприниматели схожи с самозанятыми: последние также стали чаще ожидать стабильности (рост с 28 % до 41 %).
В последние три месяца 14 % предпринимателей расширили штат работников, 72 % — не производили никаких изменений и только 14 % — сократили число сотрудников. Похожая ситуация наблюдалась и в первом квартале. По-прежнему у трети предпринимателей в планах увеличение числа работников в ближайшие три месяца.
Поддержка государства и других компаний
Во втором квартале по-прежнему почти 60 % предпринимателей оценили условия для ведения малого бизнеса в своём регионе как удовлетворительные. Как и в первом квартале, более 40 % ожидают, что условия для ведения бизнеса в следующие 12 месяцев будут стабильными.
О существующих мерах поддержки со стороны государства знают 58 % предпринимателей. Среди тех, кому что-либо известно о мерах господдержки, 47 % уже обращались за её получением, ещё 8 % планируют это сделать. Чаще других ищут поддержку у государства юридические лица. Самая популярная мера — субсидирование, финансовая поддержка (33 %). На втором месте — господдержка в получении кредита, льготное кредитование (30 %). На третьем — получение грантов (12 %).
Также популярностью пользовались помощь во время пандемии (10 %), компенсация выплат зарплат (7 %) и налоговые льготы (5 %). Реже предприниматели обращались за получением социального контракта, госконтракта (4 %), за помощью в выплате кредитов (3 %), за помощью с рекламой (2 %), а также обучением и консультациями (2 %).
74 % предпринимателей полагают, что бизнесу могут быть полезны меры поддержки со стороны банков, а также финансовых и других компаний. Среди мер, которые эти организации предоставляют в помощь малому и микробизнесу, чаще всего предприниматели называли кредитные каникулы или отсрочки платежей (27 %), льготную маркетинговую поддержку (26 %), помощь в выходе на новые рынки (22 %), IT-решения для бизнеса (22 %), юридическую поддержку (21 %), помощь в поиске сотрудников (21 %), обучение бизнес-планированию и ведению бизнеса (19 %), помощь в лицензировании и патентовании (14 %) и организацию деловых мероприятий (12 %).
Участие в решении социальных задач
68 % предпринимателей убеждены, что бизнес должен вносить вклад в решение социальных проблем и улучшение жизни людей. Такого мнения чаще придерживаются работающие с государством (80 %), живущие в посёлках городского типа и сёлах (80 %) и предприниматели старшего возраста (56 лет и старше).
86 % предпринимателей за последние два года хотя бы один раз были социально полезны. Среди самых популярных действий — сотрудничество с волонтёрскими организациями, благотворительность (33 %), проведение субботников, посадка растений, экономия офисной бумаги (29 %).
68 % самозанятых убеждены, что их деятельность способствует улучшению жизни людей в их регионе. Чаще так считают мужчины (73 %), опытные самозанятые, работающие на себя более пяти лет (74 %), а также те, кто смотрит в будущее с оптимизмом (73 %), строит долгосрочные планы (77 %) и работает с физическими лицами (70 %).