культура
13:09, 14 июня 2019 г.

В Белгороде разрушили 120-метровую мозаику. Художники и архитекторы считают, что в Белгороде уничтожено произведение искусства

культура
Фото: Go31

Фото: Go31

В Белгороде на месте строительства волейбольной арены «Белогорье» разрушили произведение монументального советского искусства — 120-метровую мозаику с бегущими мальчиками на здании спортшколы олимпийского резерва №2. Несколько белгородцев, среди которых руководитель интернет-сообщества «Сохранение культурного наследия Белгородчины» Павел Альбощий, пытались спасти уникальное произведение. Go31 рассказывает, как так получилось.

Что это за мозаика и кто её создал?

Мозаика с бегущими мальчиками на фасаде здания спортшколы на улице Щорса была создана белгородскими художниками-монументалистами Виктором Блиновым и Евгением Поленовым в 1987 году.

Многие белгородцы помнят их мозаики, которые украшали интерьеры магазинов «Океан» и «Заря». Сейчас их мозаики сохранились в экстерьерах и интерьерах «Технолога», ЦМИ, педучилища, магазина «1000 мелочей» и в других местах.

Мозаика с бегущими мальчиками была гигантских размеров — 10 на 12 метров. По словам скульптора Сергея Дементьева, мозаика такой площади – большая редкость.

Что вообще такое — мозаика?

Первые мозаики стали создавать во второй половине IV тысячелетия до нашей эры. Их обнаружили во дворцах и храмах шумерских городов Месопотамии. Мозаика использовали в Древней Греции и Риме, ей выкладывали полы и стены дворцов. С приходом в Европу христианства мозаику стали использовать для украшения храмов.

Руководство СССР использовало монументальное искусство как способ запечатлеть мощь нового государства. Мозаики на фасадах зданий демонстрировали успехи советских людей в спорте, науке, искусстве, освоении космоса. Именно такой была и мозаика на здании спортшколы.

Почему мозаику решили снести?

На месте спортшколы и стадиона решили построить волейбольную арену «Белогорье» на 10 тысяч мест за 4 миллиарда рублей. Подрядчиком стала строительная компания депутата облдумы Вадима Клета «Белмонтажстрой». Она оказалась единственным участником торгов и их победителем. Белгородские власти и застройщик не увидели ценности в мозаике и не попробовали её сохранить.

Как сносили и спасали мозаику?

Как рассказал Павел Альбощий, 9 июня он увидел, что мозаику начали разрушать. В тот же день он стал обращаться к художникам, архитекторам и волонтёрам с просьбой помочь её сохранить. С разрешения ответственного за демонтаж школы Павел отрезал крупные фрагменты мозаики болгаркой, работал перфоратором, молотком и зубилом.

Павел Альбощий обратился к подписчикам своего сообщества с просьбой помочь демонтировать мозаику, несколько человек откликнулось. Тогда же с Павлом Альбощим связалась главный региональный архитектор Галина Горожанкина и пообещала помочь в деле сохранения арт-объекта, постараться «найти оптимальный способ демонтажа мозаики». В управления капитального строительства региона активисту дали несколько дней на отбивку мозаичной плитки.

Однако следующим утром волонтёров не пустили на стройплощадку из-за опасности, которую представляет собой неустойчивая стена. А к концу рабочего дня бульдозер уничтожил остатки здания, свалив стену мозаикой вниз. Произведение искусства оказалось погребено под четырьмя слоями кирпича.

На этом попытки спасти мозаику закончились?

Нет. Весь следующий день Павел Альбощий и несколько горожан разгребали кирпичи и строительный мусор и вытаскивали мозаичную плитку из-под завалов. Павел Альбощий снабдил всех желающих респираторами, строительными перчатками, лопатами и другими инструментами. Один из прохожих сходил домой за болгаркой и помогал разрезать арматуру, на которой крепилась мозаика. Однако спасти мало что получилось.

«Сделайте заголовок: «В Белгороде волонтёры пытаются спасти из-под завалов трёх мальчиков», — предложила корреспонденту «Ъ-Черноземье» журналистка городского телеканала Елена Старостова, которая помогала раскидывать кирпичи.

«Мне эта мозаика не то чтобы жизненно важна, но я не смог сидеть дома и бездействовать, когда увидел в СМИ и соцсетях призывы ее сохранить, — признался хирург облбольницы Алексей Приходько.

Павел Альбощий призывал белгородцев отметить День России гражданским действием, связанным со спасением объекта исторического и культурного наследия советской эпохи.

Можно ли было сохранить мозаику?

Одни считают, что нет, другие — что было можно.

«Кто и когда будет строить этот музей? Никто не знает, возможно ли было технически снять и сохранить эту мозаику. Было бы идеально включить эту часть стены в проект, но, опять же, до конца неизвестно, было ли это возможно. Управление культуры не может влиять на сохранение того, что не было причислено к памятникам», — рассказала искусствовед Наталья Гончаренко.

Как рассказали в управлении охраны памятников Белгородской области, к ним с инициативой взять под госохрану мозаику Поленова и Блинова никто не обращался. По словам начальника управления Галины Акапьевой, любой гражданин мог написать заявление в управление культуры, после чего арт-объект можно было бы включить в список обладающих признаками объектов культурного наследия.

Главный архитектор региона Галина Горожанкина считает, что мозаику можно было демонтировать до начала сноса здания. Она пообещала, что региональные и муниципальные власти обратаят внимание на проблему сохранения артефактов искусства в Белгородской области.

Член Союза архитекторов России Анна Доценко говорит о том, что подобные артефакты во всём мире пытаются сохранить, а в России, почему-то, относятся к ним варварски. «Как можно определить ценность для города работы, которая была сделана вручную, эксклюзивно, в таком огромном масштабе, специально для этого здания? Её стоимость – наравне с мировыми произведениями искусства. Квадратный метр итальянской типовой мозаики стоит по 600 тысяч рублей. Представляете, сколько стоил этот кусок? А у нас просто взяли и завалили».

«В детстве я была лично знакома и с Блиновым, и с Поленовым, это наши выдающиеся художники, и совершенно непонятно такое отношение, — добавила Анна Доценко. — При этом на месте стены с мозаикой будет парковка, а не сама арена. Разрушать её не было никаких оснований».

Фрагмент мозаики на фасаде правоохранительного колледжа имени Бурцева

Что говорят художники?

Скульптор Сергей Дементьев, который работает и с мозаикой, говорит, что современные архитекторы и дизайнеры «напрочь забыли об этой технологии».

«В советское время мозаика была монументальным искусством, призванным прославлять достижения государства, сейчас она используется исключительно в частных интерьерах, — рассказал Сергей Дементьев».

По словам Сергея Дементьева, Союзы художников и архитекторов в СССР производили и контролировали создание объектов искусства, а сейчас эти организации «рудиментарны», и устанавливают ценность произведений «какие-то случайные люди на местах».

«Все лучшие места зданий, торцы, в основном декорируют РЭУ, пятнышками красят, размещают рекламу. То есть, опять мы вычёркиваем художника. Сейчас они воруют с материалов, со строителей. Деньги делаются с помощью кражи. А у художника что украдёшь?», — прокомментировал художник Олег Булавин.

Мозаика на фасаде правоохранительного колледжа имени Бурцева

Что с остальными мозаиками в Белгороде?

В Белгороде сохранились ещё несколько мозаик на фасадах зданий. Одна из них — на фасаде спортшколы №3 на бульваре 1-го Салюта. На ней изображена абстракция со спортсменами. Мозаика постепенно разрушается. Сергей Дементьев рассказал, что два года назад он приходил к директору школы и предложил бесплатно отреставрировать мозаику, тем более, что у него есть свой материал. «Но мне ответили, что утверждён план реконструкции фасадов, который не предусматривает сохранения мозаики». По правой стороне здания мозаику не видно — её закрыли рекламным баннером.

Пример хорошего отношения к произведению искусства показал Белгородский правоохранительный колледж имени Бурцева. Здание обшили сайдингом, но мозаику на фасаде обрамили и не стали закрывать. 

#мозаика #белгород #спортшкола #снесли #разрушили
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"