В Белгороде открылась фотовыставка Александры Алексии «Со-бытие»
Фото: Фото: Дмитрий Мясников
В галерее фотоискусства им. В. А. Собровина в Белгороде открылась фотовыставка Александры Алексии «Со-Бытие». Автор состоит в Союзе художников России, фотоклубах «Пушкино», «Ракурс». Работы к нам приехали из Москвы. В экспозицию вошла лишь небольшая часть коллекции фотографа.
Название «Со-бытие» совмещает в себе два противоположных процесса: длительный (бытие) и мгновенный, непродолжительный (событие). Эту игру слов можно трактовать и как «нечто, происходящее параллельно нашей жизни» – то, чего мы не замечаем и не видим в будничной рутине.
Александра Алексия записала для посетителей выставки видеообращение.
Я фотохудожник. Но с детства мечтала быть истинным художником – рисовать кистями и красками. Судьба сложилась немного иначе, и по образованию я детский психолог. Очень многие спрашивают меня, как повлияло психологическое образование на моё восприятие мира через объектив камеры. Могу сказать одно: изучение детской психологии не дало мне забыть, как мы чувствуем себя в детстве. Как мы смотрели на мир с широко раскрытыми глазами, радовались всему. Мы видели то, что взрослые уже давным-давно либо считают скучным, либо перестают замечать. И при этом у детей ещё недостаточно обширный словарный запас, чтобы то, что они видят, облекать сразу в слова и анализировать. Собственно поэтому на всех моих работах, представленных на выставке, отсутствует название. Это сделано именно для того, чтобы вы постарались отключиться от мыслей и не пробовали даже думать на тему "а что же хотел сказать автор вот этой работой?" Я вам приведу такой пример, просто для сравнения: как мы слушаем музыку? Пусть это будут классические произведения Моцарта, вальсы Шуберта или мощные гитарные соло Led Zeppelin. Мы же не пытаемся анализировать музыку и думать про себя: зачем автор вот здесь поставил ноту ля второй октавы, лучше бы было поставить ноту си. Так вот, моя основная мысль – попробовать отключиться и просто погрузиться в то, что вы видите в этом зале. Я буду очень благодарна, если вы потренируетесь, и у вас получится.
На вопрос, какие впечатления создаются от выставки, каждый из посетителей ответил по-разному: «чёрно-белые», «повседневные», «родное», «лиричное», «поэтичное», «несколько грустное», «старинное», «осеннее». Кто-то увидел в работах состояние одиночества.
Елена Гаплевская, старший научный сотрудник галереи фотоискусства им. В. А. Собровина, привела навеянные работами строки: «Красная-красная кровь, Через час уже просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива».
Мне часто приходится жюрить конкурсы. Ну вот я сразу скажу, что эти фотографии не конкурсные. Это личное творчество. Я смотрю и понимаю, что многие снимают подобные сюжеты. Думаю, у всех, кто снимает, примерно так же творчество шло, то есть пробовали и то, и то, и то, и то. И у нас, снимая вот такие сюжеты, честно говоря, творческий тупик получается – их девать некуда. Ну, кроме персональной выставки. И замечательно, что автор ещё и психолог – это как раз про психологию. Вот когда человек снимает такие вещи, видно, что это образы, которые её цепляют. Она находит в этом свои какие-то метафоры, аллюзии. Я по себе знаю,
– говорит председатель белгородского отделения Союза фотохудожников России Алексей Плешков.
Выставка будет работать до конца октября.
Дарья Егорова
Фото: Дмитрий Мясников