«Чтобы люди не остались без зарплат». Бывший директор цемзавода в Белгороде объяснил свою взятку в Росприроднадзор
Фото: Kandinsky
Суд продолжил рассмотрение дела против Эдуарда Андросова, бывшего руководителя белгородского цемзавода, которого обвиняют в крупной взятке должностному лицу. Как оглашали в суде ранее, он передал работнику Росприроднадзора 500 тыс. рублей, чтобы цемзавод не платил крупный штраф за многочисленные нарушения. Вторая подсудимая – Елена Алёнина, руководившая ЦЛАТИ по Белгородской области. Она, как выяснили следователи, организовывала встречу для передачи денег.
Как объяснял Эдуард Андросов, начиная с 2019 года про цемзавод регулярно писали «вбросы» в сети: то пыль оседает на машинах в округе, то в небе виднеется дым, то фильтры по ночам якобы отключены. Особенно гневные комментаторы угрожали работникам предприятия. В 2023 году на завод приехали сотрудники Росприроднадзора с внеплановой проверкой – они нашли 29 нарушений, касающихся вредных выбросов в окружающую среду.
К проверке привлекли белгородский филиал Центра лабораторного анализа и технических измерений. Его руководительница, Елена Алёнина, была давней приятельницей Андросова, и он попросил о помощи. Нужно было минимизировать штраф, который Росприроднадзор выпишет. Она сразу и сориентировала, что вопрос будет стоить от «ноль пяти» до «единицы», то есть от 500 тыс. рублей до миллиона. Было решено устроить встречу Андросова с Алексеем Каторгиным, и. о. замруководителя Росприроднадзора по Белгородской области.
Решение дать взятки Андросов объясняет тем, что многострадальное предприятие понесло бы большой урон, и это могло отразиться на работниках. Из-за большого количества нарушений завод могли закрыть на 90 дней. «В такое трудное время для Белгородской области это было бы тяжело для сотрудников», – отметил Андросов. Более того, он предполагал, что результаты измерений завысили. Некоторые показатели превысили норму в 50-60 раз, чего, по словам подсудимого, быть просто не могло.
Сначала Каторгин мне озвучил штраф в 900 тыс. рублей для юридического лица, а на должностные лица – 217 тыс. рублей. Потом он заявил, что штрафы можно объединить, из-за чего будет около 200 тыс. на юридическое лицо и 25 тыс. рублей на должностные. Мне даже показалось, что схема рабочая, потому что сначала он одно говорит, потом объединяет, что всё поставлено на поток. А потом он сказал, что после объединения штрафов будет проверка в 2024 году. Я возмутился: это что, нужно будет снова платить? Я дойная корова?
– рассказывал подсудимый.
Участники встречи сошлись на полумиллионе рублей. Деньги Андросову пришлось занимать у друга семьи, так как «зарплата не позволяет» тратить столько из своего кармана. Вечером 30 ноября состоялась передача денег в машине Каторгина. Андросов положил конверт с сотней пятитысячных купюр между сиденьями.
По дороге в собственный автомобиль меня задержали сотрудники ФСБ. Меня спросили, за что я задержан, а я ответил: «Да, знаю». Вину я полностью признал, раскаиваюсь в содеянном. Дальше я понял, что нужно действовать согласно закону. Наверное, мной двигало то, что предприятие старенькое. Оно должно работать, сотрудники и их семьи не могут остаться без зарплат,
– заключил Андросов.
Следующее заседание состоится 16 апреля. Октябрьский районный суд Белгорода допросит свидетелей.