Нэхама. Выпускница журфака рассказала о жизни евреев в Белгороде
Фото: Дарья Белозёрова
По статистике в Белгороде самая высокая вовлечённость в православие среди городов РФ. Однако в областном центре долго существует и еврейская община. Она отмечает праздники, соблюдает традиции и учит иврит. Редакция Go31 пообщалась с выпускницей журфака БелГУ Дарьей Белозёровой, которая создала проект о жизни белгородских евреев. Называется он «Нэхама», что в переводе с иврита означает «утешение и отрада».
О чём проект
В Белгороде уже 22 года существует еврейская община. Председатель – Станислав Мусатов. Сейчас в ней около 180 человек, но, как рассказывает руководитель, за последний год много евреев уехало из региона. Большинство отправилось в Израиль.
В общине по-хорошему не должно быть евреев по папе. По папе никакой ты не еврей. Но у нас людей и так мало, поэтому мы не проводим жёсткого отбора,
– говорит Мусатов.
Также при общине существует воскресная школа. По выходным около десяти детей собираются в ней и изучают иврит. Преподаёт им учительница Оксана, которой помогают родители.
Председатель вспоминает, что во времена, когда общину финансировали, возможностей было больше: работал компьютерный класс, ульпан (школа для изучения иврита взрослыми), для детей работали кружки.
Чтобы община стала лучше жить, нужно больше людей. Но людей нужно чем-то привлекать, тем же ульпаном. Сейчас никто не хочет его финансировать. Говорят, собирайте по 200 рублей за занятия. Но если я буду требовать с людей деньги, они ходить перестанут. Москве не интересно вкладывать в провинцию. Тем более в приграничный Белгород,
– рассказывает председатель общины.
Не чувствуют нетерпимости
Журналист Go31 поговорил с создательницей проекта Дарьей Белозёровой. Выпускница рассказывает, что на работу ушло около полутора лет.
Мы договорились, что я им буду помогать с фотографиями, а он взамен будет помогать мне находить знакомства, приглашать меня на еврейские встречи.
Когда работа над проектом начиналась, община только приходила в себя после ковида. На встречи приходило мало людей. А позже началась СВО, многие уехали. Это затрудняло работу.
Не все члены общины легко соглашались на публикацию своих изображений. Дарье приходилось подолгу общаться с некоторыми героями, прежде чем получить согласие.
Одна из моих героинь, наверное, самая пожилая еврейка в общине. С ней я общалась год, прежде чем она позволила мне сделать её фотографии у неё дома. Я ходила к ней в гости, ходила к ней на все праздники, мы разговаривали. Нужно было стать подружками, чтобы она рассказала мне историю своей жизни, но это того стоило.
Сейчас большинство белгородских евреев говорит, что не чувствует к себе нетерпимости, которая была раньше, рассказывает собеседница. За последние 20 лет всё сильно изменилось в лучшую сторону.
Если раньше они себе не представляли, что приезжающие раввины могут спокойно ходить в своей религиозной одежде по Белгороду, то сейчас это кажется вполне приемлемым. Конечно, старички до сих пор переживают и запрещают им появляться в таком виде на улице. Но на самом деле никто уже не обращает на это внимания.
Беседовал Андрей Монид
Фото: Дарья Белозёрова