Белгородский инфекционист Алексей Лазарев: Последствия нелечения гепатита С – цирроз печени и рак
О болезни Боткина, или гепатите А, слышали многие. Трудно не увидеть это заболевание даже невооружённым глазом – не зря его ещё называют желтухой. А вот о скрытых гепатитах белгородцы знают намного меньше. Специалисты говорят, что точной статистики заболевших хроническими гепатитами нет. По самым предположительным подсчётам, сегодня в мире насчитывается 300 млн людей хроническим гепатитом В и порядка 170 млн – с хроническим гепатитом С. Но это только верхушка айсберга.
Как избежать заражения, вовремя выявить заболевание, чем гепатиты отличаются друг от друга, в каких случаях нужно лечиться, а в каких – вакцинироваться, нам рассказал врач-инфекционист областной инфекционной больницы им. Павловского Алексей Лазарев. Он работает в инфекционке 28 лет, и с 2007 года непосредственно занимается организацией лечения больных хроническими вирусными гепатитами В и С.
– Алексей Данилович, можно сказать, что вы – гепатолог?
– Не совсем так. Гепатолог – это специалист, который занимается разными заболеваниями печени, а они бывают не только инфекционными, но и хирургическими, врождёнными, обменными. При этом инфекционные заболевания составляют в среднем около 70-80 % от всех патологий, то есть, львиную их долю. Существует порядка десяти видов гепатитов, но мы сегодня будем говорить о наиболее актуальных в плане развития хронических заболеваний. Острые вирусные гепатиты тоже существуют, болезнь Боткина, например. Это заболевание, которое начинается в определённый день и час, сопровождается характерными признаками, не проходит незамеченным для пациента и врача, и в большинстве случаев успешно излечивается. Хронические же гепатиты протекают скрыто, в этом их опасность.
– Как к вам попадают пациенты? Их привозят на скорой?
– К счастью, большинство моих пациентов чувствует себя удовлетворительно, приходят на приём самостоятельно по направлению врачей поликлиник или стационаров. Это в основном амбулаторный контингент, который обращается для плановой помощи. Основная составляющая часть моей работы –проведение консультативного приёма.
– Сколько белгородцев больны хроническими гепатитами?
– На учете в нашем регионе состоит порядка 7 500 больных с вирусным гепатитом С и около 3 500 – с вирусным гепатитом В.
– С какими жалобами обращаются люди?
– Чаще всего выявление происходит случайно при разнообразных обследованиях. Человеку назначается скрининг, в результате которого обнаруживаются антитела. Как правило, примерно в 70 % пациенты жалоб не предъявляют никаких. И они приходят по сути для того, чтобы определить свой статус: больны они, здоровы или носители антител, вирусов. То есть пациенты обращаются ко мне, чтобы установить точный диагноз. Мы обсуждаем с ними, в каком режиме обследоваться дальше, как лечиться, правила поведения дома, в семье, что можно есть, пить – вопросов, как правило, много. Это всё входит в мою компетенцию. Бывает, люди жалуются на слабость, утомляемость, нарушение усвоения пищи и работы кишечника, дискомфорт в области живота. Но это редкие случаи. Желтизны, как при острой форме гепатитов, не наблюдается. Человек может прожить без неё 30 лет. И желтизна кожи проявится на финальных стадиях, когда уже наступает печеночная недостаточность. Так что на желтизну в этих случаях ориентироваться не надо.
– Люди вспоминают, где произошло заражение?
– В половине случаев мы можем предположить, где это случилось. Кто-то вспоминает, что делал татуаж или пирсинг, кто-то лечил зубы. Если используются многоразовые инструменты, это тоже может быть фактором передачи.
– Какой возраст у ваших пациентов?
– Разный. Бывают даже дети, которые инфицировались от заражённых матерей. К счастью, их очень мало. Больная мама может родить свободного от вируса ребёнка, так и происходит в большинстве случаев. Хотя, конечно, предпочтительней мамочку сначала вылечить, чтобы потом произошла беременность. По статистике, с каждой беременностью риск передачи вируса возрастает. И бывает, что первый ребёнок здоров, а, скажем, третий и последующие – уже нет.
– Вы сказали: больные хроническим гепатитом. Значит заболевание не лечится?
– Очень правильный вопрос. Тут нужно сделать уточнение, что всё-таки в основном пациентами нашего отделения являются люди с заболеваниями хроническими вирусными гепатитами В и С. Между ними нужно проводить грань. Хронический вирусный гепатит В, действительно, лечится очень трудно, зато от него существует прививка. Причём первая вакцинация должна проходить ещё в роддоме и далее по графику.
–Получается, что люди, которые заболевают этим видом гепатита, по какой-то причине не получали прививку в детстве?
– Видимо, да. Или у них были какие-то нарушения иммунной системы.
– А против гепатита С прививки не существует?
– Да, в этом случае всё обстоит ровно наоборот: вакцины нет, зато С-гепатит можно и более того –нужно вылечить, если это не сильно запущенное заболевание. Прививки от гепатита С нет не только в России, но и нигде в мире. Это связано с некоторыми особенностями строения вируса. Но не слушайте никого, кто вам говорит, что эта болезнь не лечится. Лечится, и очень успешно. Мы достигаем очень хороших результатов. Ежемесячно у нас снимаются с учёта пациенты, которые перенесли вирусный гепатит С. Правда, процесс этот довольно длительный: три-четыре месяца идёт активная терапия, а потом ещё нужно какое-то время наблюдать человека. Но после этого периода пациент полностью выздоравливает и снимается с учёта.
– А что будет, если не лечить гепатит С?
– Это приведёт к циррозу печени или к раку. Процент алкогольного цирроза достаточно высок, но всё-таки на первом месте цирроз от вирусного гепатита. Бывает и смешанная природа этого заболевания: допустим, у человека хронический гепатит, а он ещё злоупотребляет алкоголем.
– Как происходит заражение?
– Через кровь больного человека или её компоненты. Случаев заражения через донорскую кровь сегодня практически нет, она проходит двойное тестирование на вирусы перед переливанием и как фактор инфицирования ушла в историю. Кроме того, мы передаём на областную станцию переливания крови информацию обо всех инфицированных гепатитами. Имеющиеся случаи заражения в медицинских учреждениях невозможны благодаря строгому противоэпидемическому режиму. Но остались тату-салоны, различные косметологические кабинеты, частные стоматологические клиники, в которых могут не соблюдаться санитарные требования.
– А как насчёт бытового заражения?
– Передача в быту тоже практически не фиксируется. По американским данным, всего 1-2 % заражений характерны для постоянных гетеросексуальных пар, и то если у них общие ножницы, бритвы, пилочки, щипчики. Заражение может происходить из-за вредных привычек, когда группа лиц пользуется одним шприцом и проявляет свободное сексуальное поведение. Поэтому в особой зоне риска молодёжь, употребляющая наркотики и отличающаяся таким рискованным поведением, а также те, кто оказывает секс-услуги.
– Проведение ультразвукового обследования может показать, что человек болен гепатитом?
– УЗИ брюшной полости выявит, что с печенью, поджелудочной или желчными путями человека не всё благополучно. Оно может подтвердить наличие или отсутствие очаговых образований, той же кисты или опухоли. То есть, если там есть гепатит, такое исследование как минимум насторожит доктора. А вот диагностика гепатита С всё-таки происходит лабораторно и связана с анализом крови. Без этого мы не ставим диагноз и не назначаем лечение.
– Как избежать болезни?
– На мой взгляд, активным группам населения от 18 до 65 лет нужно обследоваться на гепатиты хотя бы раз в два года. Это не так дорого и не потребует больших усилий. Людям нужно знать, что существуют такие инфекции, и регулярно проходить скрининг. Лаборатории на хронические гепатиты есть в Центре борьбы со СПИД в Белгороде, у них в обследование входит ещё и ВИЧ, есть и у нас, в областной инфекционной больнице. Нужна профилактика – соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм: не пользоваться общими ножницами, бритвами, не посещать сомнительные тату-салоны и, конечно, избавиться от вредных привычек и вести здоровый образ жизни. При таком подходе вероятность инфицирования можно свести к нулю.
– Какие перспективы излечивания хронических гепатитов?
– Ещё 15 лет назад казались фантастикой высокоэффективные схемы борьбы с болезнью, которые применяют сегодня для лечения гепатита С. Терапия тогда была намного тяжелей, схемы неудобные, высокозатратные, не всем подходили. Сегодня мы лечим практически все группы населения. Современные схемы противовирусной терапии хронического гепатита С дают хороший ответ в 95-97 % случаев в зависимости от стадии фиброза и генотипа. Поэтому, если мы охватим всех или хотя бы большую часть пациентов, мы добьёмся очень приличных результатов. Стопроцентную эффективность пока получить нереально, потому что вирус имеет свойство мутировать и становиться устойчивым к противовирусным препаратам. Достаточно охватить противовирусной терапией 70 % больных (эти цифры имеют математическое доказательство, их подтверждают ведущие мировые вирусологи и иммунологи), чтобы значительно снизить заболеваемость в обществе. Что касается гепатита В, то для борьбы с ним нужно вакцинировать большую часть населения.
Беседовала Виктория Передерий
Фото автора