Шанс на место в жизни. В Белгороде родители детей с аутизмом просят вернуть закрытый «ресурсный класс»
Научить детей с особенностями развития жить среди других людей — самая важная задача для их родителей. По мнению специалистов, дети с аутизмом вполне могут нормально существовать в мире и развиваться. Государству и обществу стоит только дать им шанс и не отвергать.
Общество не принимает особенных детей, а те ещё больше от него отдаляются
Чтобы рассказать об этом как можно большему числу людей, быть услышанными, родители детей с аутизмом вместе со своими семьями и друзьями собрались у фонтана в парке Победы. Они раздавали прохожим синие шарики, цвет которых стал символичным в просветительском движении о проблеме аутизма, предлагали им познакомиться и сфотографироваться вместе.
— Наша организация знает о семидесяти белгородских детях с разными формами аутизма, — рассказывает волонтёр общественной организации «Синяя птица» Ольга Димченко. — Как и обычные дети, наши малыши очень разные, со своим характером, уровнем развития, пристрастиями, коэффициентом интеллекта. Но у всех у них одна проблема — неумение общаться.
Белгородцы поддержали акцию, фотографируясь с плакатами в её поддержку. Фото Марии Литвиновой
«Мне предлагают выпороть ребёнка. Бывает очень больно слушать все эти «добрые» советы»
В России многие дети с аутистическими чертами находятся на надомном обучении, они не ходят в детский сад, не играют с ровесниками. Одна белгородская семья добилась того, чтобы их ребёнок посещал садик вместе с няней, которая постоянно присматривает за малышом. Мир большинства детей с аутизмом ограничен четырьмя стенами и общением с членами семьи. Общество не принимает особенных детей, а те ещё больше от него отдаляются.
— Окружающие не понимают моего сына, — признаётся мама четырёхлетнего Стаса Милена Бахмутова. — Они плохо реагируют на его поведение, считают, что он капризничает, балуется. Мне прямо в глаза говорят, что Стас плохо воспитан и предлагают выпороть его. Бывает очень больно слушать все эти «добрые» советы.
Дети с аутизмом способны к обучению и могут в дальнейшем найти своё место в жизни
Организаторы акции пытаются объяснить представителям власти, органам здравоохранения и образования, что особенные дети должны учиться в обычной школе, но по адаптированной программе, как это делается во всём мире. Подобный «ресурсный класс» в качестве пилотного проекта был открыт по инициативе благотворительного фонда «Выход в Белгороде» и проработал в Белгороде один год на базе школы-интерната № 23. Но сейчас его закрыли. Родители детей с аутизмом уверены, что необходимо возобновить проект и организовать подобные ресурсные классы не только на базе школ, но и детских садов.
Опыт развитых западных стран, которые изучают аутизм более тридцати лет, показывает: если вовремя социализировать таких детей, они способны к обучению и могут в дальнейшем найти своё место в жизни.
Родители не всегда понимают, что происходит с их сыновьями и дочками
Согласно исследованиям ВОЗ примерно каждый сотый ребёнок в мире рождается с расстройствами аутистического спектра. Даже по самым предварительным подсчётам не менее тысячи маленьких белгородцев имеют в той или иной мере могут иметь аутистические черты. Вот только родители не всегда понимают, что происходит с их сыновьями и дочками, почему они отличаются от большинства детей, а потому ничем не могут им помочь.
Даже сегодня, когда официальная российская медицина согласилась, что аутизм — не психическая болезнь, а особенность развития, не все специалисты способны вовремя поставить правильный диагноз. Упущенное время оборачивается в дальнейшем упущенными возможностями.