Бесценные почтовые марки на аукционах
Филателия – увлечение для вдумчивых интеллектуалов, способных рассмотреть в незамысловатой, на первый взгляд, мелочи ход великих событий. Любая марка хранит собственную историю: героическую, авантюрную, загадочную, но всегда – неповторимую. Экскурс в культуры разных стран, след былых подвигов, память об известных личностях, – информация, которую черпает филателист в своем хобби, многогранна. Однако коллекционирование не только расширяет кругозор, но и нередко становится источником дохода.
У человека несведущего прибыльность занятия может вызвать сомнения: ведь первоначальный номинал знака обычно невелик. Тем не менее его коллекционная стоимость со временем увеличивается и иногда достигает цифр, сопоставимых с ценами дорогих автомобилей. Например, чтобы выкупить самую грандиозную в мире коллекцию Энцо Феррари, компания Stanley Gibbons предлагала в свое время правительству Франции 1 млн. долларов. Восьмиугольная марка Британской Гвианы 1856 г. (знаменитая «Принцесса филателии») номиналом в 1 цент была продана на аукционе Sotheby's почти за 9,5 млн. долларов.
Раритетная «Тифлисская уника» была оценена в 500 000 долларов. Экземпляр «Леваневского» с перевернутой надпечаткой на Черристоунском аукционе 2008 года стоил чуть больше – 525 000 долларов. Кстати, если говорить о советских марках, то в последнее время интерес к ним возрос. Особенно привлекают внимание экземпляры начала XX века. Недостаточная изученность отечественных коллекций способствует их удорожанию, а повышенное внимание к своей истории все чаще побуждает россиян покупать ставшие редкостью образцы. В обществе назревает потребность организовать аукцион марок СССР.
Во многих странах выпуск и продажа марок приносит значительную материальную выгоду. В Лихтенштейне эта деятельность стала одним из инструментов формирования государственного бюджета. В Китае в пользу филателии даже ведется активная пропаганда. Она обусловлена как популяризацией культуры своей страны среди граждан, так и другими, более практичными, интересами. Во-первых, доступ китайских инвесторов к ценным бумагам ограничен. Во-вторых, по сравнению с рынком ценных бумаг исследователи отмечают бóльшую стабильность рынка почтовых знаков, поскольку последний менее чувствителен к изменениям в экономике.
Такая тенденция наблюдается не только в Китае, но и по всему миру. Интересно, что во время глобального финансового кризиса доходность уникальных марок неизменно продолжает расти. Коллекционирование не терпит поверхностности. В этом занятии переплелись искусство и заработок, эрудированность и практичность, спокойная скрупулезность и пылкая увлеченность. По сравнению с Интернетом, каждое бумажное письмо как будто имеет свою душу. Поэтому аукционы были и останутся тем заповедным местом, где собираются истинные ценители человеческого опыта, для которых каждая марка по-своему бесценна.