«Спичкины» читки. В Белгородском выставочном зале «Родина» начались театральные эксперименты
Пространство фойе ничуть не напоминает театральные подмостки. Актёры и зрители сидят на стульях рядом друг с другом, вперемешку. В центре на полу нарисован силуэт человека, в кресле — выключённый телевизор. Даже выставка рисунков «Колеграфика», проходящая в стенах выставочного зала «Родина», кажется частью театрального реквизита.
Независимый театр «Спичка» начал цикл так называемых «читок» пьес молодого алтайского драматурга Олега Канина. По вечерам всю неделю артисты ждут белгородских зрителей в «Родине», чтобы те могли не только посмотреть представление, но и стать участниками её действия. Открылся цикл «читок» августа пьесой «Без нас». В театральном эксперименте поучаствовала корреспондент Go31.ru.
Каждый из персонажей пьесы, рассказывая личную историю, определяет глубину собственного страха. А зритель чувствует себя таким же участником событий, как и герои Канина. Все собравшиеся оказались в группе людей, не знающих как жить дальше. Кажется, сейчас ведущий сеанса повернётся к тебе и попросит рассказать о собственной фобии. А потом с милой улыбкой предложит достать из шкафа давно забытый скелет.
Девушка с амнезией, которая подсознательно хочет всё забыть, парень, выстреливший себе в лицо из самодельного пистолета, чтобы не убить кого-то другого, пианистка, разбившая свой инструмент. Автомобилист, переехавший в пьяном виде подростка, психолог, собравший всех в один круг и при этом люто ненавидящий своих пациентов. Все они выглядели едва ли не менее живыми и настоящими, чем сидевшие рядом с ними зрители. Словно произошло чудо, и они шагнули из пьесы в жизнь. Все присутствующие внезапно стали частью художественного замысла.
Актёры «Спички» Галина Ким, Ирина Кунгурова, Марк Перфильев, Иван Селин, Валерий Парников всего один раз прочитали пьесу все вместе. Именно такой театральный эксперимент, как «читка», позволяет актёру избавиться от режиссерских штампов, а тексту прозвучать без лишних интерпретаций, в том виде, как его задумал драматург.
Как отдельный вид театрального зрелища, читка появилась в Великобритании чуть более полувека назад. Она стала своеобразной альтернативой классическому театру. Драматурги-новаторы мечтали произвести революцию на театральных подмостках, а придумали новое направление в искусстве.
По словам режиссёра театра Оксаны Половинкиной, на произведениях Олега Канина театр остановился не случайно. Драматургу всего 23 года, но его искренние и честные пьесы сейчас вызывают большой интерес у современников. Сам Олег сейчас проходит службу в вооруженных силах, но с радостью откликнулся на предложение белгородского режиссёра поставить его произведения и даже прислал неопубликованные.
— Поучаствовать в читках может любой желающий, предварительно связавшись со мной через страницу ВКонтакте, — рассказала Оксана Половинкина. — Мы выберем одну или несколько пьес, по которым поставим новые спектакли.
Завершится «читка» «Спички» 15 августа произведением «Закрытые пространства».