Фотограф Павел Титович: «Мне нравится уходить от времени»
В галерее фотоискусства имени Виталия Собровина открылась персональная выставка белгородского фотографа Павла Титовича «ИзМИРения». Фотографии Титовича публикуются в известных западных периодических изданиях об искусстве и фотографии, экспонируются в европейских галереях и частных коллекциях, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а теперь и на персональной выставке в Белгороде. Предлагаем вниманию читателей несколько цитат из разговоров с фотографом.
На мой взгляд, фотография вообще складывается из всех нюансов. Есть формальная составляющая, есть психологическое состояние автора, модели во время съёмки. Если человек, которого я фотографирую, выдаёт то, что мне нужно, у нас возникает психологический резонанс, мощное взаимодействие. Если я спустя время смотрю на эту фотографию, те же эмоции возникают снова.
Глядя на фотографию, можно видеть только форму. Различные геометрические линии, объёмы. А можно видеть ещё и содержание. Недавно на выставке ко мне подошла девушка и сказала: «а я не вижу здесь никакого сюжета». Я отвечаю: «да без проблем, просто смотри на обнажённого человека, на свет, тень». Я не стараюсь здесь что-то объяснять. Не видит – пожалуйста. Вот так же и девушки, которые просто хотят запечатлеть свои формы. Все хотят быть в сто раз лучше, чем они есть на самом деле. Они идут к фотографу, тот их фотографирует, «вылизывает» снимок с ног до головы, и все говорят: «Класс!» Я ничего не вырезаю в своих фотографиях. Сразу предупреждаю: если снимаю на плёнку, будьте добры принимать себя такими, какие вы есть. Наоборот, мне будет интересно сделать так, как вы выглядите по-настоящему.
От аппаратуры я практически не завишу. У меня есть хорошая камера, хороший свет. Так что остаётся сюжет и психология. Именно поэтому я с бухты-барахты никого на съёмку не зову. Для этого нужно встретиться, поговорить. Должен состояться диалог. Поэтому большинство моделей – люди, которых я уже знаю. Да это и проще. Я знаю, как человек будет работать.
Бывает, мне нужно определённое положение руки или ноги модели. Иногда для этого нужно сделать зарядку, подготовиться. Часто люди забывают о том, в каком положении должна находиться рука или нога. Они же себя не видят. Так что большое количество времени уходит просто на то, чтобы поставить человека. Снимать начинаю на цифру, когда нахожу устраивающий вариант – повторяю на плёнку.
Бывают случайности. Вот фотографию с моим дедом я сделал именно так. Он просто ходил по дому в майке и штанах. Я увидел его, позвал в студию. Дал ему в руки часы и ключи и сказал: постой тут минут десять. Получился снимок. Хотя, конечно, всё это тоже продумывалось. Сломанные часы – личное время этого человека, ключи – аллегория того, что он подобрал много ключей, чтобы это время прожить. Это мои, личные, ассоциации. Их, конечно, не обязательно знать другому человеку, который будет смотреть на фотографию.
Я закончил аэрокосмический факультет Пермского государственного технического университета. По специальности – инженер измерительно-вычислительных комплексов. Правда, по специальности не работал. Практику проходил на заводе, нужно было приходить к восьми утра. Я шёл туда каждый день и видел, как в проходную завода «засасывает» огромное количество народа. Мне это представлялось кошмаром, я не знал, что я там буду делать. А вообще сначала учился в военном институте, но не окончил.
Скорее всего, я никогда не буду платить за съёмку. Дело не в жадности, конечно. В индустрии фотографии есть такой термин TFP – time for print. Это означает: ты мне позируешь, а я тебе - снимок. В последнее время название изменилось на time for CD – по причине распространения цифровой фотографии. В таком случае взаимодействие участников творческого процесса более глубокое.
Все съёмки я сопровождаю видеосъёмками. Если это серия снимков, такая форма позволяет получить из неё видео, более динамичный продукт. А добиваться смысловой динамики – одна из моих главных задач. В перспективе буду осваивать эту технологию. Продолжу снимать параллельно. И тем не менее фото представляет собой как бы кульминацию того, что может предложить видеоряд.
При фотографировании в естественной обстановке всегда имеются случайности, от которых автор зависит. Поэтому мне более близка студийная фотография. Конечно, в студии я не могу воспроизвести, например, состояния природы. Но, с другой стороны, мне это не нужно. Я давно не выхожу с фотоаппаратом на природу. Обычно я использую свет, направленный в потолок. Если бы у меня в студии вместо обычного, был, скажем, стеклянный потолок, я вообще не использовал бы вспышки. Вся задача студийного света сводится к приближению его к естественному.
Мне нравится уходить от времени. Чтобы на фотографии не было каких-то временных привязок. Например: обнажённый человек без каких-то предметов, относящихся к этой эпохе. Это ведь тоже размышление о времени, о том, что нас окружает.