Осколки из Сталинграда. Ранения фронтовика Василия Литвинова говорили о войне больше, чем он сам
Журналисты Go31.ru о своих воевавших в Великой Отечественной войне родных. Война и Победа — в воспоминаниях и семейных историях. Мария Литвинова рассказала о своих дедушках, участнике обороны Сталинграда Василии Литвинове и погибшем в 44-м Петре Красникове
Василий Литвинов, мой дед, участник обороны Сталинграда, не рассказывал о войне. Бабушка говорила, что вернувшиеся живыми фронтовики вспоминать о ней не любили. И дедушка тоже.
В СССР не было семьи, которую война обошла бы стороной. Тогда все были её участниками, на передовой или в тылу. Когда война закончилась, те, кто вернулись живыми, пытались научиться без неё жить. О войне говорили ранения деда и награды, а сам он о войне молчал.
По секрету бабушка рассказывала своему сыну, моему отцу, что история дедушки связана с именем опального генерала Муралова, расстрелянного Сталиным в 37-ом. Это была легендарная личность, о которой пели красногвардейцы «нам не надо генералов, есть у нас солдат Муралов». О нём упоминал в поэме «Хорошо» Владимир Маяковский. И мой дед был его соратником.
Наверное, с историей Муралова было связано разжалование моего деда-офицера в рядовые и ссылка из Москвы на периферию. Войну он встретил в Белоруссии, в танковых войсках. И прошёл всю обычным солдатом, от начала до конца.
Василий Никифорович Литвинов был тяжело ранен в Сталинграде и до конца своих дней жил с осколками снаряда в голове. Я дедушку не застала, он умер ещё до моего рождения, в 1979 году. Поэтому медали и эти скупые сведения – всё, что известно о его военном прошлом.
В старом бабушкином шкафу до сих пор хранятся награды Василия Никифровича Литвинова. Одна из них – это медаль «За оборону Сталинграда», которой его наградили Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. В удостоверении к ней написано, что вручена она была 19 мая 1949 Белгородским Горрайвоенкомом Курской области за участие в героической обороне.
Младшего брата моих бабушек Петра Красникова, уроженца села Алексеевка Корочанского района, 19-летним пареньком забрали на фронт в 43-м году. О нём тоже нужно вспомнить. Дедушка Петя с войны не вернулся. На сайте «Мемориал» он числится как пропавший без вести. Дата выбытия — май 44-го. Моя двоюродная бабушка Шура, его старшая сестра, до сих пор верит, что он где-то живой. В семейном архиве нет ни одной его фотографии. Но бабушка говорит, что внешне мой отец, его племянник, был его полной копией.