Рубить или не рубить? На публичных слушаниях решалась судьба леса в Нижнем Ольшанце
В администрации Белгородского района прошли публичные слушания по нашумевшему делу о Нижнеольшанском лесе. Власти предложили жителям села проголосовать: отдавать лес под застройку элитного коттеджного посёлка или нет. За слушаниями наблюдал корреспондент Go31.
Казалось бы, вопрос с застройкой леса был решён месяц назад, когда губернатор и правительство Белгородской области проиграли иск белгородской прокуратуре и жителям села Нижний Ольшанец в Верховном суде РФ. Распоряжение правительства области «Об изменении категории земельного участка в Белгородском районе», подписанное 17 декабря 2012 года, Верховным судом было признано недействующим.
Напомним, что остановить вырубку соснового Нижнеольшанского леса жители села пытались не один месяц. Стройка элитного коттеджного посёлка началась в лесу весной 2013 года. Активисты, защищающие лес, устраивали митинги, писали жалобы в прокуратуру. Белгородская прокуратура дошла до Верховного суда, который в итоге принял решение в пользу защитников леса.
Антонина Фурсова в молодости сажала сосны в этом лесу, фото Игоря Ермоленко
Тем не менее, районные власти решили отстоять застройку и провели публичные слушания, на которых предложили жителям села снова определиться: хотят они, чтобы лес вырубали, или нет?
В день слушаний на входе в районную администрацию собралась толпа людей. Стол для регистрации пришедших всего один, а людей — шесть десятков, и стол просто не справлялся с наплывом.
В зале заседаний ко мне сразу обратился один из защитников леса Денис Пшеничный:
— Только что на автобусе привезли людей, похоже, это бюджетники из Ольшанца. Вот увидишь, сегодня они проголосуют «как надо», — добавил он.
Жители Нижнего Ольшанца голосуют против застройки, фото Игоря Ермоленко
Люди, на которых показал Денис Пшеничный, расселись на первых рядах. Спикеры от администрации совместно с компанией-застройщиком представили жителям план-проект застройки на территории леса:
— Здесь будет построен спортивный комплекс, здесь автосервис, а здесь детский сад. Частный, — объясняет схему на большом экране представитель строительной компании «Лира».
— Как же частный? Зачем он нам нужен, мы в деревне все бедные! — перебивает его кто-то из зала.
— Вы хоть знаете, где будете строить свои коттеджи? - отреагировала пенсионерка Антонина Фурсова. - Когда мы сажали этот лес, видели кости погибших солдат. Этот лес — братская могила павших там воинов. Как можно жить на костях? Вы с кем торгуетесь? С ними?
Голосование в списках, фото Игоря Ермоленко
— Граждане, — перебил её первый замглавы района Руслан Терещенко, — ну, это уже из разряда «деды воевали», давайте обойдёмся без этого. У меня тоже двое дедов воевали.
Возгласы в зале становятся громче:
— Вы хотите забрать наш лес!
— Это общая территория, мы хотим там отдыхать, как отдыхали раньше!
— Зачем вы обнесли там всё забором? — и на этом вопросе все замолкают и ждут ответа от чиновника.
— Забор? Ну, понимаете, вот, пожароопасность, например, — находится Терещенко. — Сегодня у нас загорелась свалка в районе. И мы направили все силы, чтобы её потушить. А представляете, что могло бы произойти с хвойным лесом?
— Так давайте в таком случае вырубим все леса вообще, — хором возмущается публика.
Нижнеольшанский лес до начала вырубки, фото Ирины Егоровой
Первым от эмоций к конкретике перешёл юрист Евгений Плешков, представляющий интересы защитников леса. Он вслух зачитал постановление Верховного суда и заявил, что любая вырубка и строительство будут незаконными. И за два сруба, которые уже построены, причастные должны понести наказание.
После этого участники предложил перейти к голосованию. Несколько раз стороны не соглашались с подсчётами. В итоге Терещенко предложил голосующим указывать в списках регистрации перед своей фамилией - «за» или «против» застройки.
Пока все голосовали, я попытался пообщаться с молчаливыми людьми, которые голосовали за застройку леса. Но поговорить с журналистом согласился только один из них.
— Я там не живу сам. Но у меня там есть участок, - признался Юрий Чуев. - И чем быстрее разрешится этот вопрос, и «Лира» начнёт строительство, тем быстрее и я начну строительство. А потом смогу продать дом за очень выгодную для меня цену.
— То есть лес для вас совсем не важен?
— А какой лес? Там его вырубили уже давно. Мне больше сейчас важна коммерческая составляющая.
Когда голосование закончилось, секретарь отнесла списки в кабинет заместителя главы. Защитников леса на подсчёт голосов не пустили, голосующие за застройку территории удалились из здания администрации.
Как участники голосования подсчитали самостоятельно, перефотографировав списки с фамилиями голосовавших, за проект застройки проголосовали 12 человек, против — 28, ещё двое воздержались. Однако первый заместитель главы Белгородского района не огласил результаты и не вынес протокол подсчёта голосов.
Первый заместитель главы Белгородского района Руслан Терещенко, фото Игоря Ермоленко
Жители Нижнего Ольшанца отправились в прокуратуру и написали жалобу, сославшись на закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как объяснил юрист Евгений Плешков, администрация должна была сразу после подсчёта голосов огласить результаты.
- Что должно произойти дальше? Во-первых, власти должны убрать ограждение вокруг участка застройки, которое там до сих пор стоит, - прокомментировала ситуацию депутат белгородского Горсовета Анастасия Байбикова, представлявшая интересы жителей Нижнего Ольшанца. - Строительство коттеджей там уже было начато, теперь всё это должны убрать. Часть леса, которую вырубили, я считаю, просто обязаны засадить новыми деревьями. Теперь нам нужно следить, чтобы лес оставили в покое и привели в должный вид.
Go31 продолжает следить за ситуацией.