Ритейлер Дмитрий Потапенко: «Представителей федеральных сетей в каждом регионе встречали одинаково: с нами Бог, губернатор»
В декабрьском номере журнала «Белгородский бизнес-класс» известный российский эксперт в области сетевого продуктового ритейла Дмитрий Потапенко даёт советы белгородцам, как продавать больше в сегодняшних экономических условиях.
В разное время Потапенко участвовал в развитии таких торговых сетей, как «Пятерочка», «Карусель», «Сходня-Мебель», ГК «Логос».
В Белгороде бизнесмен проводил семинар, на котором отвечал на вопросы и делился своим видением экономической ситуации в стране.
О конкуренции
Я не в первый раз в Белгороде. Был здесь и пять, и десять лет назад. Представителей федеральных сетей тогда в каждом регионе встречали одинаково: «Да мы тут местные, с нами Бог, губернатор, глава района и т.д. Если придут федеральные сети, мы им покажем, кто тут главный». Я пытался объяснять, что у федеральных сетей нет и никогда не было задачи уничтожить региональный ритейл – вы проигрываете технологически. У вас нет конкуренции. Она и в Москве-то еще не достигла европейского уровня, а здесь ее просто нет. И эта расслабленность не способствовала развитию бизнеса. Результат налицо – местные сети не в состоянии конкурировать с федералами.
Ни одному немцу или англичанину в голову не придет создать магазинчик на 50 квадратных метров, впихнуть туда «невпихуемый» ассортимент и считать «Магнит» своим конкурентом. Я видел много региональных сетей, как торговых, так и общепита. К сожалению, они живы лишь в двух случаях. Первый – их владельцы не считают деньги. Второй – они пользуются собственными площадями и собственными деньгами. Но по меркам современного бизнеса это уровень детского сада. О жизнеспособности бизнеса можно говорить лишь тогда, когда ты остаешься в плюсе, платя аренду по жесточайшим ставкам и привлекая деньги под среднерыночный банковский процент.
О кризисе
Кризиса нет. Его не было и в 2008 году. Тогда люди просто перестали тратить деньги, а вы на это никак не отреагировали. Максимум на что вас хватило – сократить людей. Вы не перестроили услугу, не перестроили систему маркетинга, не стали работать с клиентом напрямую. Сейчас мы наблюдаем аналогичную ситуацию.
Денег в государстве меньше не стало. Бюджетники получают те же зарплаты, но боятся покупать товары и услуги, не зная, что будет дальше. Это не кризис. Все трудности, которые мы сейчас испытываем, из-за неэффективности бизнеса. В экономике вообще нет такого понятия, как оптимистичный или пессимистичный прогноз. Экономика – это математика, в ней всё строится на языке цифр. Учитесь считать. К сожалению, в России так и не родилось осознанное и ответственное отношение к бизнесу. А это основа его эффективности.
Публикацию «Готовьтесь работать с нищими» полностью можно прочитать на сайте журнала «Белгородский бизнес-класс».