Дорога в чертоги разума
Английский сериал про Шерлока Холмса и доктора Ватсона режиссера Пола МакГигана произвёл эффект разорвавшийся бомбы. После выхода фильма появился даже новый термин «чертоги разума»- так назывались абстрактные связи, которые строил в своём сознании Шерлок, с их помощью непревзойдённому мастеру дедукции удавалось воссоздать огромное количество мелких деталей, представить полную картину преступления, запечатлеть даже одежду и позы всех участников давних событий. Наверное, каждый человек после просмотра фильма задумывался, насколько уникальны такие способности. Кто-то с первого раза запоминает длинные стихотворения, кому-то нужно много времени, чтобы вызубрить небольшой текст. Иногда нужные знания внезапно всплывают в тот момент, когда ты вышел из аудитории и экзаменатор успел поставить двойку за неправильный ответ. Или тебя неожиданно «осеняет» после спора, в котором так и не нашёлся нужный аргумент. Почему тупое заучивание не даёт нужного эффекта, а знания, полученные таким путём, благополучно испаряются через несколько дней? Что же такое память? То, что дано нам изначально, с рождения или потенциал, который мы не можем использовать до конца?
Тайны человеческой памяти приоткрыл на своём тренинге тренер центра «Лаборатория личности» Александр Ляльченко.
Память - это отдельная личность внутри нас
Желающих расширить границы своего сознания оказалось много. Студенты надеялись, что знания, полученные на тренинге, помогут им лучше усваивать программу и без особых усилий сдавать экзамены. Александр не обещал, что с помощью одного занятия произойдёт чудо. Но показал основные приёмы запоминания и сохранения информации.
Вначале он предложил желающим пройти тест: запомнить, а затем воспроизвести в той же последовательности двадцать слов, не имеющих между собой ничего общего. На это он отвёл две минуты. Большая часть испытуемых смогла запомнить примерно половину слов.
Александр Ляльченко рассказал студентам о том, что память это практически отдельная личность. Фото Анастасии Самойловой.
Оказалось, что без специальной подготовки человек в состоянии воспроизвести примерно семь – девять слов или цифр. Максимум - номер сотового телефона.
- Наша память развивалась в то время, когда люди жили в пещерах, и основной её функцией было предупреждение: что есть можно, а отчего есть большой шанс «сыграть в ящик», от кого надо убегать, а кто сам даст стрекача при твоём появлении, куда прятаться, когда возникнет опасность и что можно отнести к разным видам опасности, - говорит Александр, - мозг оперировал образами. Человек думал про еду - и перед его мысленным взором появлялся кусок мяса. Мечтал об отдыхе - и видел самую короткую дорогу в пещеру. Обрабатывать символы - буквы, знаки, цифры - мы научились значительно поздней. И сегодня нам легче представить устройство своей комнаты, чем, например, теорему синусов. Если облегчить задачу своему мозгу и переводить слова в образы, то запоминать их станет значительно проще. Один образ рождает другой, от него тянется целый вектор различных ассоциаций. И чем больше вы способны воссоздать таких «мысленных развязок», тем больший объём информации можете запомнить.
Пожалуй, каждый человек хотел бы управлять содержимым своей головы так, как это делает герой знаменитого сериала. vothouse.ru.
Об общем устройстве мозга сегодня знают многие: правое полушарие отвечает за творчество, креативность, эмоции, фантазии. Левое - за логику, абстрактное мышление, работу с символами. А вот то, что в левом полушарии хранится краткосрочная память, а в правом – долгосрочная – догадываются далеко не все. Поэтому, всё, что мы тупо заучиваем, попадает в левое полушарие и быстро стирается. Чтобы добиться долгоиграющего эффекта, информация должна храниться в другой части головного мозга. Но для этого её нужно перевести в образы, которыми оперирует правое полушарие.
- Лишь 3-5 процентов нейронов мозга работают на сознание человека, это верхушка айсберга, - рассказывает Александр, - больше 95 процентов не участвуют в сознательной деятельности. Обращаясь к бессознательному, мы можем получить доступ к неограниченному источнику информации. Бессознательное «записывает» наши воспоминания в виде звуков, запахов, картинок, ощущений. Достаточно услышать знакомый с детства запах, чтобы в памяти всплыли картинки из прошлого, лица давно ушедших людей, любимые игрушки и даже, казалось бы, забытые обиды.
Память, считает Александр, это отдельная подличность в рамках человеческого сознания. Ей нужно ставить конкретные цели и задачи. Иначе она не понимает, что ей делать со всей этой информацией. Надо мысленно ответить на вопросы: что я хочу запомнить? Зачем мне это нужно? На какой срок нужны знания? При каких условиях я их должен вспомнить? Если речь идёт о сдаче экзамена, следует представить аудиторию, мысленно ощутить запах мела, увидеть билет, который вытаскиваешь, по возможности задействовать все органы чувств. Память, как послушное дрессированное животное, обязательно воспроизведёт в аналогичной ситуации текст, который вы учили.
Простые правила
Чтобы запомнить оптимальное количество информации, не нужно целыми днями зубрить учебник. Достаточно повторить текст пять раз. Первый раз - сразу после получения информации. Второй - минут через 15-20. Третий – перед сном. Четвертый – на следующий день. Пятый раз зависит от того, через какое время вам понадобится эта информация. Через неделю, если экзамен через семь дней. Можно освежить память через месяц, если раньше этого срока информация не потребуется.
Оказывается, лучше всего запоминается то, что люди слышат в начале лекции и в конце. Середина сама собой улетучивается из памяти. Есть ещё одно правило: монотонная безостановочная зубрёжка стирает предыдущую информацию. Прочитали вы, скажем несколько глав учебника. Читать, кстати, предпочтительней вслух, так лучше усваивается информация. Вторая глава накладывается на первую и в конечном итоге в голове - пустота. Поэтому необходимо через каждые двадцать минут делать паузы для осознания прочитанного. Главное для вас в тексте подчёркивайте, выделяйте другим цветом, обводите в рамочку.
Самые простые рекомендации для поддержания памяти в тонусе - учить наизусть стихотворения и изучать иностранный язык.
Метод Цицерона
Говорят, что древнеримский оратор Цицерон мог по памяти без единой шпаргалки говорить больше часа, оперируя сложными понятиями, цифрами и данными. Мнемоника зародилась в Древней Греции и Риме. В то время письменность была развита слабо - многие просто не умели писать. Поэтому способность запоминать много и быстро входила в перечень необходимых в то время умений. Цицерон не отличался какой-то уникальной памятью. Он находил ключевые точки в помещении, в котором выступал и они являлись для него теми самыми подсказками.
Метод Цицерона используют до сих пор. Все люди-феномены, демонстрирующие чудеса памяти, опираются на мнемотехники, созданные тысячи лет назад. Ничего нового в этой сфере человечество не придумало. И, по всей видимости, уже не придумает.
Пригодились ли знания, полученные во время тренинга, студенты смогут проверить на ближайшей сессии. Фото Анастасии Самойловой.
Для того, чтобы создать собственный чертог памяти достаточно на какой-нибудь конкретный предмет в комнате - окно, батарею, кондиционер, дверь - мысленно «повесить» абстрактное понятие. Например, нам нужно запомнить слова собака и стул. Для этого достаточно представить, что возле вполне реальной двери сидит выдуманная собака. Она в смешной кепке, штанах и подаёт всем входившим лапу. Чем нелепей образ, тем лучше он запоминается. Окно легко логически связать со стулом, представив, как разбиваешь им стекло. Для мозга, что абстрактное, что конкретное явление выглядит одинаково. Его очень просто обмануть. Теперь при взгляде на дверь сразу всплывает в памяти слово собака, а стоит посмотреть в окно - стул… Такими абстрактными понятиями можно заполнить всю комнату. Но будьте осторожны: слова могут въесться в вашу память так крепко, что при входе в комнату вы будете постоянно думать про собаку и стул. Однажды Александр перевёл в образы список покупок, использовав для этого подъезд своего дома. Под рукой не нашлось ручки, а купить нужно было очень много вещей. И потом на протяжении долгого времени, стоило ему зайти в подъезд, перед глазами вставал весь этот ненужный список. Не стоит использовать свою память, как мусорное ведро. Александр не устаёт повторять: даже тупой карандаш лучше любой самой острой памяти. Другое дело - осознанная необходимость. Для сдачи экзаменов ему удалось перевести для студентов в образы толстенный Налоговый кодекс и учебник по юриспруденции. Ребята отвечали на экзамене с закрытыми глазами. Шерлок Холмс умел строить в своём мозгу тысячи подобных абстрактных цепей. Но и в реальной жизни находились люди, обладающие феноменальной памятью.
- Абсолютная память - только кажущееся благо, - считает Ляльченко, - представьте, что вы держите в голове все события своей жизни, все обиды и неудачи, потери и расставания. Человеческая память устроена таким образом, что запоминает только самое важное. А вы помните все - и главное, и второстепенное, и совершенно ненужное: группу своей крови, день рождения близкого человека, номер машины, которую случайно увидели на углу десять лет назад, цвет первой игрушки.… Не случайно у Шерлока Холмса был такой тяжёлый характер, при всех своих феноменальных способностях, он элементарно не разбирался в простых человеческих эмоциях. Ведь только умение забывать делает нас теми, кто мы есть на самом деле.
Наша справка
Александр Ляльченко - тренер по скорочтению, развитию памяти, креативному мышлению. Осваивал технику развития памяти и скорочтения в Москве в тренинг-центре «К мечте» под руководством одного из ведущих экспертов России по вопросам развития скорочтения и памяти Павла Палагина, обучавшего этим навыкам Аппарат Правительства РФ.
2013 — настоящее время— менеджер Бизнес-инкубатора при Госуниверситете-УНПК (Орёл).
2013 — настоящее время — заместитель председателя Молодёжного правительства Орловской области.