Что это было? Споры художников и другие интересные темы прошедшей недели в белгородском Интернете
В четверг, 12 ноября, в выставочном зале «Родина» прошла знаковая встреча, организованная управлением молодёжной политики областного центра и управлением культуры Белгорода совместно с Белгородским отделением Союза художников. В присутствии прессы и свободных слушателей лицом к лицу сошлись признанные профессионалы, художники-монументалисты Белгорода и молодые таланты, чьи произведения только начали украшать областной центр. Поводом для диалога стал конкурс «Стрит-арт», который организовало управление молодёжной политики Белгорода этим летом. В его рамках молодым художникам на конкурсной основе предлагалось освоить несколько фасадов белгородских домов: сначала представить хороший эскиз, а затем с помощью купленной УМП краски и собственных умений расписать стену — как таковых денег за работу они не получали. Так в Белгороде появились Белогорочка на Белгородском проспекте, Дюймовочка на Народном бульваре, портрет генерала Ватутина на улице, названной в его честь, зарисовка с девушкой на Богдана Хмельницкого, и огромный паровоз, выполненный вне конкурса, на улице Вокзальной. Следующим местом для росписи должен был стать фасад выставочного зала «Родина»; одна из самых просматриваемых стен города; место, где более 40 лет находится правление Белгородского отделения Союза художников — и тут профессиональное сообщество заволновалось.
В пресс-релизе, анонсировавшем встречу 12 ноября, значилось: «Появившиеся росписи вызвали многочисленные положительные отклики, но также и определенную критику со стороны художников-профессионалов». Стоит отметить, что в социальных сетях большинство откликов действительно были положительными, но вот о критике со стороны «старших» на протяжении всего лета и половины осени, то есть на протяжении конкурса, ничего слышно не было. Общественность узнала об их мнении всего за один день до встречи в «Родине»: 11 ноября на сайте «БелПрессы» был опубликован текст Екатерины Шароновой «Облик Белгорода: куда идём?», в котором профессионалы высказывались критически. В частности, известный белгородский художник назвал конкурсные работы «псевдострит-артом», а искусствовед Наталья Свиридова — «неубедительными».
Есть мнение, что как раз этот материал, а точнее процесс его подготовки, когда журналист звонила начальнику управления молодёжной политики Белгорода Александру Немыкину, и подтолкнул на организацию встречи двух поколений художников. По другой версии, рандеву состоялось конкретно из-за фасада «Родины». Всё дело в том, что на эту стену ранее уже «претендовали» маститые художники Владимир Ситников, Владимир Аксёнов, Станислав и Михаил Доляновские, которые по поручению губернатора Евгения Савченко разработали эскиз оформления стены и составили смету на несколько миллионов рублей, из-за которой, скорее всего, их проект и «отложили». Для сравнения, оформить стену «Родины» на конкурсе «Стрит-арт» участникам предлагалось за сумму около 100 тысяч рублей.
Фото из архива Go31.ru
Однако директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко считает, что здесь произошло банальное недопонимание — в двух управлениях просто не знали планы друг друга. «Одно ведомство не знает, что делает другое. То есть первоначально это было заданием для управления культуры области и Союза художников, а управление молодёжной политики придумало этот фасад «параллельно», не зная о губернаторском распоряжении. Банальный недостаток информации, и это мы тоже хотим исправить», — рассказала Гончаренко в комментарии Go31. По её словам, фасад выставочного зала стал скорее не причиной, а поводом для встречи. «Фасад «Родины», конечно, активизировал процесс обсуждения и вывел его на общественный уровень. Но вообще необходимость в подобных встречах назрела уже давно, и этот фасад стал поводом, а не причиной, так что все идет правильно», — заметила Наталья.
Так или иначе, 12 ноября в «Родине» встретились два поколения художников. Из-за раннего начала (встреча началась в 16:00) на неё смогли попасть не все желающие, однако главные герои — сёстры Лисич, братья Зеленские, Владимир Евенко, Александр Немыкин, Григорий Новиков, Станислав Дымов, Анатолий Шишков, — были здесь.
В итоге диалога не получилось: монументалисты устроили спокойную «порку» молодых коллег, выразив сомнение в том, что Белгород готов к такому стрит-арту. Председатель правления Белгородского отделения Союза художников Станислав Дымов предложил оформлять такие работы за пределами центра Белгорода, белгородский скульптор Анатолий Шишков заметил, что изображения на стенах – это монументальная пропаганда и таким образом конкурс «Стрит-арт» пропагандирует анархию, а архитектор Владимир Вишневский и вовсе назвал работы райтеров «расписулечками». Вместе с тем, все они предложили, чтобы в будущем их мнение учитывалось — начальник УМП Белгорода Александр Немыкин полностью поддержал монументалистов и признал ошибкой то, что профессионалов до сих пор не пригласили судить конкурс.
Это и стало главным итогом встречи, которую художница Анастасия Лисич в комментарии Go31 охарактерировала как «вода водой». Будут ли и дальше «плавать», увидим через месяц — в «Родине» уже рассказали, что темой следующего свидания станет «Проблема художественного образования и участие молодых авторов в эстетизации городской среды». На этот раз в стены выставочного зала попробуют заманить и представителей городского управления архитектуры, без которых вопросы реализации стрит-арта не могут решаться в принципе.
«Общее впечатление от встречи скорее положительное, хотя некоторые профессионалы, не вникнув в роль молодых художников в данном проекте, стали их довольно жестко критиковать. Кроме того, существует некоторое непонимание особенностей стрит-арта — его принимают за серьезную монументальную живопись и выдвигают соответствующие требования, а это в принципе неправильно. Другое дело, что стрит-арт уместен не везде, но выбор стен осуществляли не художники», — резюмировала директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.
Темой нового этапа конкурса «Стрит-арт» станет 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне, заявил Александр Немыкин на встрече. Вот только теперь уже кажется, что эта тема выбрана не для восхваления подвига наших предков, а для того, чтобы задобрить местных монументалистов, у которых просто не будет морального права критиковать настолько символичный стрит-арт.
На что ещё обратили внимание в интернете за прошедшие семь дней:
- Noize MC всё-таки приехал в Белгород. Ивана Алексеева не смутила отмена концерта, который был запланировал на среду, 12 ноября: в этот день он, как и обещал, посетил онкологическое отделение . где спел детям любимые песни. После выступления руководитель БРОО «Святое Белогорье против детского рака» Евгения Кондратюк рассказала Go31 о том, что Noize MC принял участие в проекте «Спонсор мечты», оплатив покупку одной заветной мечты онкобольного ребёнка. «Более того, Иван передал 70 тысяч рублей на лечение в Германии для Елизаветы Пуш, сбор средств на лечение которой сейчас ведет организация. И даже тот факт, что эта информация самим Иваном никак и нигде не была освещена говорит о его искренности и настоящей, не показной доброте», — считает Евгения Кондратюк.
Фото из архива Go31.ru
После посещения онкологического отделения Noize MC отправился на «сходку» своих фанатов в ЦПКиО им. Ленина (сообщение о встрече уже удалено из группы мероприятия в сети). Там он раздал автографы на афишах «запрещённого концерта», а затем позвал всех на импровизированный концерт на территории роллердрома «Крылья», где когда-то начинал свою карьеру.
На сцене роллердрома Noize MC исполнил как старые хиты, известные всем, так и новые песни с последних альбомов. Завершил своё выступление артист фристайлом в адрес губернатора Белгородской области Евгения Савченко. Белгородские СМИ полностью проигнорировали оба выступления Ивана Алексеева за этот день, а журналист Go31.ru взяла интервью у Ивана Алексеева.
И ещё один маленький штрих: на следующий день после выступления в Белгороде Noize MC дал концерт в Брянске. В том самом Брянске, в котором, по информации Совета безопасности Белгорода концерт группы отменили.
- новый выпуск программы «Всё как есть», который вышел 11 ноября, посвящён исчезновению из Белгорода стоянок пригородных маршрутов. В передаче «прошлись» по «транспортной реформе» и чиновникам, инициировавшим её. Автор «Всё как есть» Светлана Немыкина объясняет, что программа редко возвращается к старым темам, но здесь — исключительный случай.
- в четверг, 13 ноября, на дополнительных занятиях по баскетболу в Технологе скончался нигерийский студент БГТУ им. Шухова Энабе Эбам. Как рассказали в университете, после того, как 28-летний Энабе упал на паркет, его пытались привести в чувства, а затем вызвали скорую. На следующий день этой новостью стали заниматься федеральные журналисты и история стала обрастать новыми подробностями. Портал LifeNews сообщил, что по его информации медики ехали целых 40 минут, а в ректорате журналистам заявили, что уже начали внутреннее расследование трагедии. На утро 14 ноября к главному входу в БГТУ вышли иностранные студенты, требовавшие разобраться, что произошло с их товарищем. Причина смерти Энабе будет установлена в ходе медицинского исследования, сообщили в Следственном комитете.
- во вторник, 11 ноября, лоукостер «Победа» открыл продажу билетов из Москвы в шесть городов России, в том числе и в Белгород. Цены для авиаперевозчиков беспрецедентные — если у вас не так много вещей и вам все равно, на каком месте в салоне сидеть, билет для вас обойдется чуть более чем в 1 500 рублей. Сопоставимая с плацкартом в поезде стоимость привела в восторг белгородцев, некоторые из которых уже купили билеты на рейсы, стартующие с 7 декабря.
Бонус недели
Телерадиокомпания «Мир24» приехала в Волоконовку на встречу с самым известным полицейским Белгородской области. Артём Ченчик — это местный «инспектор Гаджет», — так его прозвали за любовь к современным девайсам, благодаря которым всё твиттер-сообщество региона знает, что происходит у участкового на службе и в быту. Правда, этот сюжет обернулся для Ченчика неприятностями: на службе его оштрафовали на 2 500 рублей за то, что в сюжете он не пристёгнут и говорит по телефону за рулём. «А говорят, что свои своих не штрафуют...» — грусто подметил полицейский в твиттере, который теперь решил сделать закрытым.
Фото twitter.com/ArtMayers