Наталья Свиридова: «Весы истории оценили художников, которые в своё время потерпели фиаско»
Сайт Go31.ru публикует продолжение интервью с заместителем директора Белгородского государственного художественного музея Натальей Свиридовой.
В первой части интервью один из самых известных искусствоведов Белгорода рассказала нашим читателям о том, что шарлатаны могут обмануть своих современников, но не историю, зачем понимать концептуальное искусство и многом другом.
Из второй части вы узнаете, кто из современных художников останется в истории наравне с Дали и Рафаэлем, почему творчество гениев прошлого не принимали их современники и возможно ли сейчас новое слово в живописи.
«У этого человека перед глазами прошло пять тысяч работ, а у вас, к примеру, всего пятьдесят»
- Наталья, а сейчас существует спрос на произведения живописи? Кто в России покупает картины?
- Спрос есть, как и во все времена. В основном работы художников покупают состоятельные люди. Правда, чуть более обеспеченные, чем бедные, покупают работы, скажем, невысокого художественного уровня. А те, кто рассматривает искусство, как вложение денег, как правило, не ошибаются.
- Неужели богатые люди лучше разбираются в искусстве?
- Нет. Но они обязательно наймут несколько специалистов, которые смогут обеспечить им стопроцентное попадание. Я видела людей среднего достатка, которые приобретают картины художников к себе в квартиры. Но чаще всего у них одна из десяти работ более-менее стоящая.
- Вы говорите, что конкретных критериев, которые помогут непрофессионалу отличить стоящую вещь от нестоящей, не существует. И тогда, выходит, ничего не остаётся, кроме как согласиться с мнением искусствоведа. Но это совсем не утешает.
- Но есть же фактор насмотренности. У этого человека перед глазами прошло пять тысяч работ, а у вас, к примеру, всего пятьдесят.
- Значит, дело ещё и в количестве опыта?
- Да. Я наблюдала за людьми, которые, не имея профессионального образования, в силу определённых обстоятельств приходили работать в музей. И качество их восприятия живописных работ менялось со временем в лучшую сторону. И в этом случае, по-моему, теоретическая часть никак не влияла.
- Может, всё-таки просто вкус?
- Это даже не вкус. Опять же, вкус формируется в детстве, в семье. Это та самая насмотренность, опыт.
«Не в последнюю очередь художники стремились угодить заказчику»
- Но с другой стороны, приходит эксперт и рассказывает: смотрите, здесь такая техника, такой цвет, а здесь этот парень вот так работал с перспективой и так далее. И объясняет нам ценность этой конкретной работы.
- Опять же, до нас дошли художественные произведения, которые мы сейчас очень ценим. Но если копнуть историю, открыть дневники, то мы увидим, что тогда многие эти работы потерпели фиаско.
- Расскажите об этом…
- Например, известно, что Рембрандт к концу жизни был абсолютно не востребован как художник. Потому что в один момент сменилась эстетическая мода, и он уже в неё не попадал. И, кстати, тем же самым знаменитым «Ночным дозором» заказчики были очень недовольны. Причём самым банальным образом: его хорошо показали, а у меня там один глаз виден, хотя я денег заплатил. Драма была ещё в том, что такие работы делались долго, оплачивались заранее. Работы Караваджо считались неприличными, хотя церковь его отчасти поддерживала. Если повспоминать, можно привести много мировых имён, которые в своё время не очень-то пользовались популярностью и дошли до мирового уровня именно благодаря весам истории.
- И многим, видимо, так и не суждено было осознать степень своего таланта…
- Художники, все эти мировые имена, понятное дело, стремились хорошо писать. Но не в последнюю очередь они стремились угодить заказчику. Веласкес был придворным художником, Леонардо. Хотя художником он себя никак не видел, написал, грубо говоря, девять работ. Он работал как инженер, как скульптор. Мне кажется, в истории возвеличивают художников, а в своё время они зарабатывали деньги тем, что у них получается.
- То есть, это всего лишь глупый стереотип, что художник не должен думать о деньгах, а только творить?
- Если бы ему все следовали, мы бы сейчас многих имён и не знали. Они, конечно же, обладали такой высокой степенью ремесла, которая обеспечивала им заказ.
«Работы Бориса Чернышёва мало понятны широкому кругу людей. Я привезла в Белгород порядка 120 из них»
- Наталья, несмотря на весь опыт, у вас сейчас происходят какие-то открытия?
- Самое крупное моё открытие за последние несколько лет - это работы московского художника Бориса Чернышёва, который стал предтечей советского андеграунда. Он начал сознательную художественную жизнь ещё в 30-е годы прошлого века, всю жизнь проработал в подвальной мастерской. У Чернышёва была единственная персональная выставка за всю его жизнь. Зато после его смерти Пушкинский музей и Третьяковка «основательно» выбрали работы художника из мастерской. Прошло уже несколько посмертных выставок автора. Он жил тем, что как монументалист в советское время оформлял интерьеры и улицы городов мозаиками. Вместе с Кориным, кстати, работал над оформлением московского метрополитена. Сейчас работы Чернышёва висят в постоянной экспозиции Третьяковки, в их филиале в ЦДХ. Там пока до второй половины ХХ века доберёшься, уже ничего не видишь, внимание от огромного количества работ рассеивается. Но у меня получилось дойти до его работ ещё в сознательном состоянии. И я их увидела. У него потрясающая живопись, которой никто не знает. Его мозаика особенная – не графичная, не декоративная, а живописная, пёстрая, импрессионистическая. Его графика – тоже живописная по задачам. Я больше нигде не встречала такой пластики, как в его скульптурах.
- Прямо захотелось увидеть его работы…
- Дочь Бориса Чернышёва – меценат, дарит очень много картин. Я собирала остатки, но, тем не менее, в наш Белгородский художественный музей привезла порядка 120 его работ. Они мало понятны широкому кругу людей. Даже у нас в музее они «отлёживались», прежде чем сотрудники почувствовали себя готовыми провести научное описание работ. Но всё это не важно. Важно, что это просто потрясающий автор. Его работы – это область чистого искусства за пределами ремесла.
- Значит, в скором будущем произведения Бориса Чернышёва можно будет увидеть в Белгороде, в нашем худмузее?
- Ну, пока ещё не планировали выставлять. Сейчас идёт работа по описанию этих предметов. Многое требует реставрации. Но даже если мы и проведём выставку, вряд ли она будет иметь какой-то резонанс. И скорее всего, даже много будет критических записей в книге отзывов. Из серии «я так тоже могу»...
- А вообще по отзывам можно судить о том, удалась выставка или нет?
- Нет, конечно. У искусствоведа свои цели и задачи в работе с выставкой, а у посетителя свои при посещении музея. Они пересекаются, но только в определенных точках.
«Владелец здания ещё даже не успел заметить, что на нём что-то нарисовано. А рисунок вместе с фрагментом стены уже выпилили и продали»
- Можно ли говорить о том, что в наше время есть художники мировой величины, по степени таланта сопоставимые с Рубенсом или Пикассо? Или всё великое в живописи – в прошлом?
- Конечно, они есть. Они сейчас комплектуются мировыми музеями и очень редко выставляются.
- Они создали какой-то новый язык?
- Нет, они не говорят ничего нового в живописи. У них есть свой индивидуальный стиль, но он не входит в понимание какого-то нового слова в искусстве.
- А что в них тогда особенного?
- Ну, это как в литературе. Есть чтиво, а есть литература. Есть художники среднего плана, а есть - высокого.
- Можете перечислить современных художников высокого плана?
- Из отечественных, например, Хамид Савкуев и Виталий Пушницкий. Их произведения комплектуют наши и иностранные музеи, что тоже говорит о том, что в истории эти художники останутся. Бэнкси – знаменитый английский художник, который уже стал классикой. Он рисует на стенах, на улице.
- Как Бэнкси останется в истории, если рисует на стенах? И его работы нередко закрашивают.
- Если что, то многие стены с его рисунками уже сняли и унесли «к себе». Бэнкси – одна из ключевых фигур в фильме «Выход через сувенирную лавку», в котором тоже рассуждают о современном искусстве. В отличие от тех живописцев, что я назвала, своим уличным искусством Бэнкси, наверное, как раз и сказал своё новое слово. При этом с эстетической точки зрения его работы невероятно выразительны. Это пример высокого художественного мастерства. Он рисует и наклейками, и красками, делает интереснейшие инсталляции, все они, как правило, лаконичные по содержанию, как афоризм. Знаменитая его работа «Убийство телефонной будки» – красная лондонская телефонная будка, которую он распилил и сварил заново. Будка лежит, прислонившись к стенке, словно отдыхает. Она была выполнена нелегально, власти города её убрали очень оперативно. Но вскоре она была выставлена на аукционе Sotheby’s и стала не только знаковой работой для автора, но и для современного стрит-арта.
- По сути, Бэнкси занимается вандализмом. А в Англии это принимается обществом и властями?
- Нет, не принимается. Во-первых, этот художник не раскрывает своего настоящего имени, работает под псевдонимом, не показывает лица. Многие его работы, с его подписью, владельцы зданий зарисовывали. Они сочли, что его рисунки – это не искусство, а сам он просто испортил их стену. А бывает и наоборот: владелец здания ещё даже не успел заметить, что на нём что-то нарисовано. А рисунок вместе с фрагментом стены уже выпилили и продали.
«Мне кажется, сейчас очень сложно создать что-то новое с технической точки зрения»
- Может ли сейчас появиться какая-то новая техника в живописи?
- Мне кажется, сейчас очень сложно создать что-то новое с технической точки зрения. Художники перепробовали уже все мыслимые техники, и с примесями какого-то определённого камня, песка, много чего. Всё это везде встречается.
- Может быть, новизна в том, что художники сейчас всё больше уходят в концептуальное искусство, которое даёт им больше возможностей и средств выражения, а в живописи для решения современных задач уже тесно? Живопись в этом смысле дошла до своего тупика?
- Я бы не сказала, что это тупик. У тех современных художников, которые войдут в историю, есть своя новая философия в искусстве.
- Имеет значение художественное образование для художника? Насколько важны учебное заведение и педагоги для раскрытия таланта художника?
- Безусловно, всё это важно и имеет значение. Есть примеры, когда художник стал великим вопреки всему. Но поэтому мы их и знаем и вспоминаем их истории. А очень много зависит от бытовых моментов. Куда ты попал, кто рядом с тобой был, смог ли он тебя вдохновить и научить. У человека очень много граней возможностей и вариантов пути своего развития.