Водители «ПАЗиков» считают, что городские власти вытесняют малый бизнес с белгородских дорог
Маршруток-«ПАЗиков» на дорогах Белгорода стало заметно меньше, а в течение ближайшего месяца они по инициативе мэра Сергея Боженова должны полностью исчезнуть. Еще в апреле этого года глава администрации областного центра подписал распоряжение, согласно которому к 1 сентября 2014 года автобусы марки «ПАЗ» на городских маршрутах полностью заменят на новые комфортабельные автобусы.
Корреспонденты Go31.ru выясняли, как к инициативе главы города относятся водители и собственники «ПАЗиков» и что предпринимают для того, чтобы сохранить свой бизнес. Мы проехались по конечным остановкам общественного транспорта - на железнодорожном вокзале и рынке «Салют», где поговорили с маршрутчиками.
«Новые автобусы не справляются с пассажиропотоком»
Иван Бортников работает водителем общественного транспорта 30 лет. Водитель признался, что с удовольствием пересел бы на новый автобус, к примеру, «Марко Поло», однако еще не понятно, как они покажут себя в эксплуатации, так как пока не обкатаны.
- Я не знаю, почему власти избавляются от «ПАЗиков», нынешние хорошие, с нормальной тормозной системой, - говорит Иван Бортников. – Раньше были опасные модели, но на дорогах Белгорода таких давно нет. Но я просто водитель, и это хозяин будет решать, что делать со своими машинами.
Иван Бортников с удовольствием пересел бы на новый автобус, если так решит хозяин маршрутки.
Александр Орлов управляет «ПАЗиком» уже три года. По его мнению, властями города проводится вытеснение частного бизнеса, в результате чего в городе останется только муниципальный транспорт, и многие люди лишатся возможности зарабатывать.
- Куда девают «ПАЗики»? Кто продает, кто распиливает. Многие ставят под замок, - рассказывает Александр. – Вы, как пассажиры, считаете, что новые автобусы справляются с пассажиропотоком? Я вижу, что нет. Раньше «ПАЗики» по маршрутам «13» и «13к» выезжали с конечной каждые 5 минут, а сейчас пассажиры на остановках ждут и по 10 минут и дольше. Раньше было 60 машин на конечной, теперь стоят 12 новых автобусов. Считаю ли я «ПАЗики» безопасным видом транспорта? Ну, ездили же 15 лет и ничего страшного не происходило.
На конечной стоянке маршруток на рынке «Салют» - самое большое скопление «ПАЗиков» в Белгороде. Их водители и владельцы наперебой делятся своими переживаниями.
- Мне 55 лет, кому я буду нужен, если лишусь работы? У внуков на шее сидеть? – сокрушается водитель, отказавшийся представиться.
- Вы думаете, это шутка, что нам придётся искать новую работу?
Многие водители пытаются избавиться от в будущем ненужных автобусов - продают или сдают на металлолом.
- Куда мы наши «ПАЗики» девать будем, резать на металлолом? Их никто не покупает, кому они нужны?
- Ситуация была предсказуемой, все к тому и шло. Людей просто лишают способа пропитания.
- Кто мне даст новую машину, где я возьму деньги, чтобы ее купить? Новый «ЛИАЗ» стоит больших денег, «ПАЗики» стоят копейки и никому не нужны.
Сами маршрутчики считают, что «ПАЗики» не самый худший вид городского пассажирского транспорта.
«ПАЗики не исчезнут с дорог в один день»
По словам маршрутчика Сергея Иванова, возможности купить новый «ЛИАЗ» за 3 миллиона рублей у большинства предпринимателей нет. У каждого из них по одному автобусу, у кого-то два. Эти люди, считает Сергей, просто лишатся своего бизнеса.
Прокомментировать ситуацию с будущим маршруточного бизнеса мы попросили директора транспортно-пассажирской компании «Белкомтранс» Павла Орлова.
- Павел Анатольевич, как вы можете прокомментировать намерения мэра Сергея Боженова избавить Белгород от «ПАЗиков» к 1 сентября?
- Это вопрос серьезный. Я не могу заявить, что с 1 сентября в городе не будет ни одного «ПАЗика». Как они исчезнут мгновенно? Но мы будем стараться выполнить задачу как можно быстрее.
- Сколько всего «ПАЗиков» на данный момент возит пассажиров по дорогам Белгорода?
- Сейчас их 350 в городе и пригороде. У «Белкомтранса» заключен договор муниципального заказа с городской администрацией, поэтому все частные предприниматели, которые являются владельцами «ПАЗиков», проходят через нас.
- Количество «ПАЗиков» в Белгороде уже существенно сократилось. Куда они деваются?
- Продаются владельцами в другие районы, регионы.
- Возможно ли избавиться от «ПАЗиков» безболезненно для бизнеса, заменив их на новые «ЛИАЗы», «Марко Поло»?
- Ну а как безболезненно? Предприниматели приобретают новые автобусы по мере своих возможностей. А «ПАЗик» стоит примерно в 2,5 раза дешевле нового автобуса. Нам поставлена задача поменять автобусы «ПАЗ» на новые модели. Кто из предпринимателей сможет себе это позволить, те останутся в бизнесе.
Директор «Белкомтранса» Павел Орлов: «Мы постараемся убрать «ПАЗики» с дорог как можно быстрее».
- Это означает, что может серьезно сократиться и штат водителей?
- Он уже сокращается в половину. Например, на отдельном маршруте было 40 машин, теперь стало 20. Но я думаю, для водителя всегда работа найдется, вы же сами понимаете, водители всегда нужны.
- Некоторые белгородцы новые сине-белые «ЛИАЗы» сочли не слишком комфортными, отметив, что в них очень жарко.
- Я не слышал таких претензий. Если речь о кондиционерах, то это совсем роскошь для автобуса, курсирующего по городу. Двери постоянно открываются-закрываются, в кондиционере нет смысла.