В блогах: Снести нельзя спасти
Как думаете, где нужно ставить запятую? Администрация Белгорода считает, что после первого слова, а прокуратура - после второго. Суд, основываясь на федеральном законодательстве, поддержал второй вариант. (Белгородский областной суд запретил городской администрации сносить памятник истории и культуры). Но каков будет итог?
Не правда ли странно, что государственный орган, который должен, нет ОБЯЗАН, охранять объекты культурного наследия так жаждет его уничтожения? По сообщению пресс-службы областной прокуратуры, состоялся уже ВТОРОЙ суд по поводу признания памятника архитектуры 19 века - дома Шашурина - подлежащим сносу ввиду фиксации его состояния как аварийного. Предыдущий вердикт Свердловского районного суда был подтвержден судом Областным: раз аварийный - расселите, раз памятник - сносить запрещено. Это на фоне практически ежемесячных публикаций в различных СМИ различными авторами статей о плачевном состоянии исторической архитектуры нашего города. Я бы лопнул от стыда на месте чиновников. Мне и так приходится разводить руками при логичном вопросе от гостей города: "Почему в вашем таком древнем городе, в котором целый памятник 1000-летию стоит, почти нет никакой старины??? Где она, вся эта ваша типа как 10-ти вековая история, да фиг с ней - хотя бы честная 400-летняя?" - Я не придворный историк, чтобы лгать в глаза, про то как немцы ВООБЩЕ ВСЁ разрушили, в том числе, похоже, и историческую гору с крепостными руинами в виде мела вагонами в свою Великую Германию отправили. Я же знаю, что это не так.
Легко заметить, что внешний облик фасадов практически не изменился, для тех, кто не в курсе - у нас совсем немного памятников, которые выглядят аутентично исходному состоянию. Да, архитектурное исполнение нельзя назвать мировым шедевром (как известно некоторые руководители города считают, что сохранять надо только такие сооружения, которые тянут минимум на наследие ЮНЕСКО). Но это и не явная развалюха из мусора и вырытой тут же во дворе глины. Бывший дом Шашуриных был в 1988 г. признан нуждающимся в постановке на госохрану вместе с расположенным по соседству аналогичным двухэтажным домом. Экспертиза проводилась специальной комиссией министерства культуры РСФСР. При общей "обыкновенности" построек, отсутствию в них супероригинальности, вердикт был обоснован: данный участок улицы представляет собой ценность как островок типичного "старого Белгорода", архитектурно демонстрирующий историческую среду конца 19 века. И каждый здравомыслящий человек понимает, что если за таким островком следить, поддерживать на уровне "старины", а не "старья" - то получится прекрасное место, передающее дух и колорит своей эпохи - подлинный экспонат пресловутого "музея под открытым небом". Знаете, в советские времена в городе много ценного было уничтожено по прихоти архитекторов, которые тем самым самореализовывались. Сегодня мы с вами ежедневно "наслаждаемся" итогом - тем, что по полтора часа проводим в дороге на работу и домой, тем, что все правые полосы центра города заставлены машинами, отсутствием полноценных парков, убожеством типовых коробок-муравейников... Откройте план города 100-летней давности - вы удивитесь, но Белгород тогда был удобнее и рациональнее!
Времена изменились, теперь к самодурству добавилась экономическая выгода. Сразу из нескольких, заслуживающих доверия источников, я знаю о желании неких инвесторов возвести на месте обсуждаемого исторического комплекса очередной торгово-офисный центр. Я правда не понимаю логики, но... Каковы перспективы? Увы, за последнее время схема обкатана: имеем аварийный дом, который на самом деле вполне крепок, разве что не отвечает современным понятиям о комфорте. Жильцы такого дома сами рады улучшению бытовых условий. Расселяем "аварийный" дом. Поджигаем его. Приводим в то состояние, при котором его уже невозможно восстановить. Хотя бы на бумаге. Прогнозирую, что в связи с ужесточением законодательства по охране объектов культуры и археологии схема будет изменена - в минкультуры полетят просьбы снять здания с государственной охраны как малоценные, например. Ведь нынче за уничтожение (а неисполнение функций по сохранению - то же самое) можно получить вполне реальный срок. С другой стороны, озвученная областной прокуратурой позиция, дает небезразличной общественности надежду на шанс отстоять законным путём хотя бы какие-то оставшиеся крупинки вещественной истории Белгорода. Или же только "посадками" можно заставить чиновников искать рациональное применение самим архитектурным памятникам, а не земле под ними?
Напоследок несколько слов непосредственно о здании. Дом № 41 по улице Князя Трубецкого построен согласно красных линий регулярной "Екатерининской" планировки на пересечении с Преображенской ул. Точных данных о времени и истории постройки не имеется. Предположительная датировка - конец 19-го века, не позднее начала 1900-х. До революции домовладельцами была семья Шашуриных, после - национализирован, использован как коммунальное жильё, некоторое время на первом этаже размещалась милиция (информация А.Крупенкова). Здание было главным в городской усадьбе, куда также входил существующий соседний одноэтажный дом как флигель и надворные постройки. В 1992 году решением малого Совета Белгородского областного Совета народных депутатов дом признан памятником истории и культуры регионального значения - «Жилой дом XIX века». Имеет два этажа: первый, высотой 2,5 м. - каменный, отделан глубокой рустовкой; второй, более высокий - деревянный, гладко оштукатуренный.
Внутренний объем изначально предполагал анфиладно-зальную планировку, после национализации полностью переделан с утратой оригинальных интерьеров. Главным фасадом является восточный, имеющий символический ризолит, с этой же стороны располагались ворота в усадьбу. Здание отягощено инородными входными пристройками - в каждую из шести квартир сделан отдельный вход с внешними лестницами для второго этажа. По всей видимости, на северном фасаде существовала внешняя лестница и до перепланировок. Остальные появились уже во второй половине 20-го века. Здание практически не пострадало во время войны. Наблюдается заметная неравномерная просадка дома - вероятно это связано с нарушениями режима эксплуатации и самовольно внесенными конструктивными изменениями. Кроме того штукатурка первого этажа постоянно выглядит отсыревшей.
Одноэтажный бывший флигель не является объектом охраны, сейчас существует изолировано и находится в крайне непривлекательном состоянии. Фасад видоизменен в результате послевоенного ремонта. Однако капитальной перестройки не производилось. Общий облик - итог действительно аварийного состояния стен и многочисленных низкокачественных ремонтов. Лицевая часть кровли нарочито покрыта рубероидом, что можно оценить как привлечение внимания к разрушающемуся дому со стороны владельцев. Как выглядела отделка фасада в старину могут подсказать окна со стороны двора.
Оригинал записи - ЗДЕСЬ>>>