В Белгородской области запущен ретропоезд по «Дороге мужества»
Новый туристический маршрут Старый Оскол – Сараевка открыт 5 февраля – в день 80-летия освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков. Первыми пассажирами ретропоезда под управлением паровоза стали ветераны-железнодорожники.
Эта железная дорога длиной 95 километров была построена в 1943 году. Стратегический объект сооружали местные жители, железнодорожники и военнослужащие. Всего трудилось более 25 тыс. человек в тяжелейших условиях, под бомбёжками вражеской авиации. Впоследствии дорога получила название «Дорога мужества». Госкомитетом обороны СССР были установлены сроки: 15 июня – начало работ, завершение – 15 августа.
Железную дорогу проложили за 32 дня, на месяц раньше установленного срока. 18 июля машинист Александр Игнатов провёл первый паровоз по новому пути, и на следующий день по ней пошли поезда с грузами: доставляли танки, орудия, боеприпасы, продовольствие. Построенная дорога сыграла огромную роль при снабжении Воронежского фронта во время Курской битвы.
Перед нами беспримерный подвиг. Всего лишь за 32 дня руками женщин и детей была построена стратегически важная железная дорога. Это фактически стало кровеносной артерией для наших войск,
– отметил на торжественной церемонии председатель Белгородской областной думы Юрий Клепиков.
Запуск ретропоезда является одним из этапов целого комплекса мероприятий, которые Юго-Восточная железная дорога реализует совместно с правительством Белгородской области в честь 80-летия победы в Курской битве.
К этой юбилейной дате мы поставили задачу увековечить память строителей «Дороги мужества», увековечить память воинов, которые пали в боях на Курской дуге, ставшей коренным переломом в Великой Отечественной войне,
– сказал начальник ЮВЖД Павел Иванов.
В составе ретропоезда два стилизованных вагона с комфортными местами для сидения, фотокупе и игровой зоной для детей. Участники экскурсии, которыми могут стать жители Белгородской, Воронежской и Курской областей, смогут посетить исторически значимые места Курской битвы, а в пути с помощью аудиогида узнать об истории строительства «Дороги мужества». С 11 февраля экскурсионный поезд будет отправляться по субботам и воскресеньям.
Ретропоезд будет курсировать вместе с паровозом серии Л. На церемонии торжественного запуска гости праздника смогли увидеть в действии и другой паровоз – маневровый локомотив 9П-9129. Более 25 лет он простоял как памятник возле локомотивного депо Старый Оскол.
И вот теперь, после капитального ремонта в Санкт-Петербурге, он будет водить мини-поезд на двухкилометровой линии в технопарке, который открылся недалеко от железнодорожного вокзала Старого Оскола.
Помимо этого, на втором этаже вокзала открылась памятная экспозиция. Она также посвящена строителям железнодорожной ветки Старый Оскол – Сараевка. В основном это были женщины, поэтому среди экспонатов преимущественно женские фигуры, одежда, элементы быта того времени.
Также на празднике старооскольцы и гости города познакомились с бронепоездом «Московский метрополитен», который был построен на средства работников столичного метро. 21 марта 1943 года на многолюдном митинге в депо строители дали экипажу наказ: «Не щадя жизни бить проклятых гитлеровских извергов».
Бронесостав активно участвовал в сражениях на Курской дуге. Свой последний бой он принял в июле 1943 года на станции Сажное под Белгородом, где сейчас установлена мемориальная табличка. Память об этом бронепоезде сохраняется как в белгородском музее ЮВЖД, так и в народном музее самого Московского метрополитена.