Наталья Невзорова: Постмодернизм – это сознательная игра правилами
В Белгороде с горожанами встретилась доцент кафедры русского языка и русской литературы, кандидат филологических наук БелГУ с историко-филологического факультета Наталья Невзорова. В 1994 году она во время стажировки преподавала английский язык в колледже Лос-Анджелеса. С 1995 года является членом Международного общества по изучению культуры США. Читает английскую и американскую литературу в оригинале.
На встрече в культурном центре «Октябрь» Наталья Павловна рассказала о своём видении актуальных процессов в мировой литературе.
Что почитать для понимания постмодерна?
Если хотите сразу представить себе, что такое постмодерн в литературе, почитайте сербского писателя Милорада Павича и пьесу «Лысая певица» Эжена Ионеско. В этих произведениях каждое слово понятно, предложения понятны, части понятны, а что всё вместе такое – непонятно. Ощущение, что или автор со сдвинутой крышей, или у вас что-то не совсем в порядке с возможностью осознания и понимания. Оба текста написаны понятным и адекватным языком, но как их понять и анализировать – неясно.
Об экзистенциализме
Постмодерн подпитывается очень сложным философским комплексом идей – экзистенциализмом. Корень «экзистенция» из латинского языка и переводится как «существование», то есть по сути эта концепция – философия существования.
Философия очень сложная и требующая мужественного отношения к жизни вокруг. Одна из самых главных идей: мир абсурден и хаотичен. С этой точки зрения, в мире нет никаких причинно-следственных связей и ценностей. Человек и общество придумывают эти ценности, чтобы наполнить жизнь «вешками» и не так страшно было жить.
С точки зрения экзистенциализма в мире есть единственная реальность, с которой люди не будут спорить – это смерть. Человек попадает в эту жизнь непонятно откуда и зачем, а потом из этой жизни исчезает. Экзистенциальному человеку остаётся только принять эту мысль: человеческая жизнь – это бессмысленное движение к смерти.
Откуда взялась идея бессмысленности жизни
Эта идея существовала очень давно, но стала наиболее актуальна во второй половине 20 века. Была Первая мировая война с её кризисом ценностей. В результате этой трагедии в литературе появилась тема «потерянного поколения». У людей произошёл мировоззренческий крах и на войне они потеряли практически все идеалы, которые веками воспитывались в европейском обществе – не убий, товарищество, любовь, уважение к старшим, рационализм и так далее. В Первой мировой самое страшное – оказалось, что наука служит против человека.
После Первой мировой войны у людей было время выйти из кризиса, но случилась Вторая мировая война – ещё страшнее. Тут были и ужасы фашизма, и геноцид националистический. В конце войны произошло событие, которое очень сильно повлияло на горизонты ценностей в мире – атомная бомбардировка двух японских городов. Это не решало военных задач. Япония стала разменной монетой в соперничестве Америки и Советского Союза.
Эти события набирали всё больше абсурда, что сделало философию экзистенциализма очень популярной.
О журналистике
Абсурд заставил художников с новой стороны подойти к осмыслению вопроса: что такое искусство и как оно будет дальше функционировать.
В становление постмодернизма очень много внесла журналистика. Это случилось, потому что с одной стороны СМИ претендуют на объективность, честность и адекватность, а с другой стороны они всё больше погружают нас в виртуальную реальность.
Мы всё меньше взаимодействуем с самими событиями. Между нами и событиями стоит посредник – СМИ. Они нам говорят, что правильно и неправильно, что плохо и хорошо. Мы с вами можем с этим согласиться или нет, но влияние СМИ на умы очень хорошо видно.
Журналистика создаёт массовое сознание, а оно реализуется в массовой культуре и литературе.
О виртуальной реальности
Виртуальная реальность появилась благодаря СМИ и достижениям техники. Виртуальность – это и есть общение с миром через посредника. В явление постмодернистского сознания вложилась и наша наука.
С одной стороны научный прогресс очевиден во всех областях знания, но с другой стороны этот процесс настолько противоречив и сложен, что открытия науки ко второй половине 20 века привели к феномену – случился кризис знания.
О кризисе знания
Если в начале прошлого века был кризис ценностей, то середина века – это кризис знания. Мы сейчас не можем сказать что-то со стопроцентной уверенностью. Знания настолько быстро развиваются, что человек оказывается просто не готов воспринять его и сделать основой взгляда на мир. В результате человек перестаёт верить в истинность знания.
Таким образом, из культуры уходит понятие истинности, а вместо него появляется точка зрения. Конечно, это «привет» теории относительности Эйнштейна. У нас возникает переосмысление всех базовых сторон жизни – культуры, искусства, политики, философии и так далее. Всё это становится очень зыбким.
О принципе комплементарности
С принципа бинарных оппозиций мы переходим на принцип комплементарности (с латинского «дополнительный»).
Бинарные оппозиции – это крайности: белое и чёрное, холодное и горячее и так далее. Разуму легче так воспринимать мир. Но такой принцип изжил себя к середине 20 века. Если бы всё было так просто, то у каждого явления была бы одна чёткая оппозиция, но не всегда получается определить меру различий. Например, у кислого вкуса противоположность сладкий, а у сладкого горький, поэтому принцип нельзя применить в каждом случае.
Вместо этого принципа датский учёный Нильс Бор ввёл комплементарность. С философского подхода, любое явление для наиболее адекватного понимания нужно рассматривать с максимально противоположной концептуальной позиции.
Основа науки сейчас зиждется на том же, что и религия – на вере. Дважды два четыре, потому что мы решили так считать. Так же строится всё остальное. В постмодернизме принцип комплементарности работает по формуле один плюс один равно не два, а три.
О постмодернизме
Постмодернизм, с одной стороны, пересматривает все наши взгляды на искусство. С другой стороны, постмодерн даёт понять, что искусство – это игра.
Старшее поколение привыкло, что искусство должно воспитывать, говорить о вечных ценностях и учить. В постмодернизме искусство – сознательная игра правилами.
Также это направление воспринимает всё в мире как текст. Текст с латинского переводится «ткань». Для постмодернистов человек, явление, погода, история и времена года – это текст, то есть набор знаков составленных по определённым правилам. Чтобы набрать текст, нужно знать знаки и правила. Если вы это знаете, вы понимаете текст. А постмодерн разбирает текст на знаки и соединяет по своим правилам – это и есть игра правилами.
Постмодернизм в нашей жизни
Когда я в прошлый раз в «Октябре» читала лекцию, к потолку была вверх ногами привинчена пальма – это чисто постмодернистский ход. Возможно, это сделали «по приколу», но мы сейчас настолько пронизаны идеями игры правилами, что для нас это норма.
Дырявые штаны. У моего поколения дырки на одежде свидетельствовали либо о неблагополучии, либо о неаккуратности человека, потому что были такие правила. Всё должно быть аккуратно, цело и симметрично. А почему так? Давайте я порву и ещё в театр в этом пойду.
Я недавно шла мимо ЗАГСа, и там невеста была в шикарном из очень дорогих кружевов платье и кроссовках. Моя мама бы сказала, что не хочет этого видеть, а мы воспринимаем вполне спокойно.
В мою молодость было принято одеваться так, чтобы из под верхней одежды ничего не было видно. Сейчас наоборот из-под куртки видна рубашка, а под ней что-то ещё.
Самые популярные игры конца прошлого века и начала этого – Лего, кубик Рубика, пазлы. Они все построены на поиске совместимости или наоборот – на нарушении совместимости.
То есть современность играет правилами – то же самое делает литература.
О смерти автора
Постмодерн посмотрел на литературу, как на процесс общения – автор пишет текст, а читатель его воспринимает как сообщение.
В традиционной литературе общение строилось так: на основе своей биографии и исторического контекста у автора появляется идея. Он закладывает эту идею в сюжет, композицию и систему персонажей, а потом отправляет текст в свободное плавание. Задача читателя: прочитать текст и вытащить из текста авторскую мысль. В этом всегда была проблема – кто правильнее понял произведение.
В постмодернизме образ автор перестал восприниматься как носитель смысла произведения. Смысл вкладывает в текст сам читатель, так мы становимся соавторами произведения.
Записал Андрей Монид
Фото: Валерии Алисовой