Тесты, заболеваемость, смертность. Чем мы встречаем омикрон?
Недавно региональное управление Роспотребнадзора рассказало, сколько ПЦР тестов делают в Белгородской области каждый день. Оказалось, что эта цифра колеблется от 4 700 до 6 500 исследований ежесуточно.
В перерасчёте на всё население области, включая даже грудных детей, получается примерно один тест на 230человек. Понятно, что тестирование – это в большинстве своём случайная выборка. Ведь на исследование направляют не только людей с симптомами ОРВИ, но и тех, кому предстоит операция, поездка в санаторий, либо они вернулись из-за границы или уже переболели и нужно подтверждение, что с инфекцией покончено.
Так, 13 января 2022 года инфекция подтвердилась у 107 белгородцев.
Много это или мало? Цифры лукавы. От числа проведённых тестов напрямую зависит результат количества выявленных больных. Понятно, чем больше тестов, тем больше заболевших. Но, видимо, 6 500 исследований в сутки – это максимум, на который способны две лаборатории областного управления Роспотребнадзора, ибо, по уверениям руководства, они работают на полную мощность.
Посмотрим, как обстоят дело с тестированием в целом в стране. По данным Роспотребнадзора, за всё время пандемии в России сделано 245,4 млн лабораторных исследований. За сутки сейчас проводится 529 тыс. тестов на коронавирус. И выявляется около 24 тыс. инфицированных.
А вот в США ежемесячно делается около 300 млн тестов на ковид, то есть примерно 11 млн тестов в день. Сравнили? То есть то количество исследований, которое было сделано в нашей стране за всю пандемию, в Америке проводят в течение всего одного месяца. Неудивительно, что постоянный мониторинг выявляет больше миллиона заболевших в сутки. Рекордным стал для США 11 января, когда ковид обнаружили у 1 млн 400 тыс. человек. Эту тему тут же подхватили пропагандисты на российских прогосударственных каналах. А вот то, что в этот день было проведено больше 10 млн тестирований, нигде упомяну-то не было. Об этом скромно умолчали. В США проживает больше 330 млн человек, в России – порядка 140 млн. При тех же темпах, что в США, в нашей стране должны проводить минимум по 5 млн тестов в день. А не столько, сколько в состоянии обработать государственные лаборатории.
Американские власти прямо говорят, что тестов на всех желающих не хватает. Дополнительно с 15 января этого года каждый гражданин США имеет право на восемь бесплатных тестов на ковид в течение месяца. Все расходы берёт на себя медицинская страховая компания. Сделано это в преддверии пятой волны (омикрона) для большей безопасности здоровья граждан страны. Так что не сомневаемся, что цифры выявленных больных будут и дальше расти в развитых странах. Главный показатель опасности заболевания – не заразность, а количество летальных случаев. Как заявил известный молекулярный биолог, профессор Сколковского института науки и технологий Константин Северинов в интервью «Ведомостям», летальность с лета держится на отметке 3 % от количества заболевших, что в разы выше, чем в странах Западной Европы.
Например, в ноябре 2021 года в России поставлен очередной рекорд: за сутки умирало больше 1 200 человек, заболевало порядка 30 тыс. В то же время в Австрии, например, в неделю было инфицировано порядка 100 тыс. человек, а умирало – 40 человек в сутки. Смертность там составляла 0,4 %, а в России – почти в 10 раз выше, говорит специалист.
Получается, что российская статистика отражает только мощность лабораторий, которые проводят тестирование на ковид, а не количество реальных инфекций.
В том, почему у нас в стране такая высокая смертность, Константин Северинов видит несколько причин: то, что в России больше непривитых и они тяжелее болеют, и низкий уровень медицинского обслуживания.
А может быть, разница не такая значительная, просто инфицированных у нас гораздо больше, чем мы думаем, например, 100 миллионов? И это, как ни странно, было бы хорошей новостью. Прибавьте к этому вакцинированных – получится уже кое-что в смысле прослойки людей с некоторым уровнем защиты,
– считает специалист.
Остаётся надеяться, что мы не будем расплачиваться за бюрократию российской системы здравоохранения человеческими жизнями. А бояться есть чего: если люди не вакцинируются, то становятся той средой, в которой возникают и живут новые мутации вируса. Неудивительно, что индийская дельта и южноафриканский омикрон пришли из стран с очень низким уровнем вакцинации. Умножьте риски на антиваксерные настроения, которые живут в российском обществе. Омикрон уже вовсю полыхает в Европе и Америке. В Москве у трети заболевших находят именно этот штамм ковида.