Удачной посадки! Почему самолёты выкатываются за пределы взлётной полосы?
В понедельник, 10 января, в Белгороде произошло ЧП: самолёт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Red Wings, летевший из Москвы, при посадке в нашем аэропорту выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы на 40 метров. Чтобы спустить людей, трап к самолёту технические работники катили вручную. Почему пассажиров не эвакуировали по надутому трапу, как часто показывают в кино, осталось за кадром. Судя по информации в соцсетях, на доставку пассажиров в аэропорт потребовалось минимум полчаса. Пострадавших нет, паники в салоне тоже не было. Большинство пассажиров поняло, что произошло, только перед остановкой самолёта, когда сильно затрясло и они увидели в иллюминатор снежное поле.
Прокуратура и следственный комитет уже начали проверки по факту происшествия. Ситуацию прокомментировал белгородский вице-губернатор по транспорту Владимир Базаров.
Интересно, а почему вообще самолёт может проехать больше, чем положено?
Оказывается, выкатывание со взлётно-посадочной полосы – самый распространённый вид авиационных происшествий. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, ежегодно в мире происходит порядка 30 таких происшествий, и нередко – с серьёзными последствиями. С 2005 по 2019 годы в мире было зафиксировано 238 выкатываний самолётов за пределы ВПП. Большинство не обошлось без травм пассажиров. Так что летевшим рейсом авиакомпании Red Wings в Белгород, можно сказать, повезло.
Эксперты считают, что подобные происшествия происходят с завидной регулярностью зимой по нескольким причинам. Например, заслуженный пилот Юрий Сытник в интервью «Ленте.Ру» рассказал, что в инструкциях многих отечественных компаний прописан запрет на пилотирование в ручном режиме с пассажирами на борту, что лишает экипаж возможности тренироваться. И попавший в экстремальную ситуацию капитан самолёта не имеет опыта правильных решений.
По мнению бывшего командира воздушного судна, специалиста по безопасности полётов Александра Романова, помешать нормальной посадке самолёта могли гололёд, боковой ветер, а также неточные показания коэффициента сцепления колёс воздушного судна с поверхностью полосы, от которого зависит длина тормозного пути. При наших непростых погодных условиях, когда сегодня мороз, а завтра – оттепель, поддержание взлётно-посадочной полосы в надлежащем состоянии – важнейшее условие, необходимое для безопасности во время приземления самолётов.
Примечательно, что общепризнанных мировых средств измерения коэффициента сцепления нет. Каждое государство пошло своим путём в разработке таких технических устройств. В России, например, коэффициент сцепления измеряется с помощью аэродромных тормозных тележек различных модификаций.
Судя по рассказу гендиректора ООО «Международный аэропорт Белгорода» Елены Безбородовой, в белгородском аэропорту для этих целей закуплены две такие аэродромные тележки, которые цепляются к автотранспорту. Машины разгоняют, тормозят и по тому, как ведут себя телеги, определяется искомое значение. Идеальный коэффициент сцепления – от 0,5 и выше. Если значение нормативного коэффициента меньше 0,3, полоса закрывается для полётов. Руководство белгородского аэропорта утверждает, что коэффициент сцепления в то злополучное утро прилёта Sukhoi Superjet 100 соответствовал нормативу.
А вот пилот выкатившегося самолёта опубликовал в телеграм-канале «Аэрофлотчина» свою точку зрения, которая отличается от этого мнения. Он считает, что коэффициент сцепления был ниже официального – 0,29. При таком состоянии взлётно-посадочной полосы управлять самолётом было крайне проблематично. По некоторым данным, пилот отказался вылетать из Белгорода 2 января, он ждал, пока взлётную полосу не приведут в порядок. О задержке рассказал пассажир рейса SU6504 Белгород – Москва.
Особенно в начале и в конце полосы, где образуется такой резиновый коврик, который остаётся после взлётов и посадок. У нас в России его практически не убирают, из-за этого при любых осадках возникает ледяная корка, где коэффициент сцепления хуже заявленного, и самолёты иногда не могут остановиться в пределах ВПП,
– считает Александр Романов в интервью kaliningrad-life.ru.