Может ли убить человека шлагбаум во дворе многоэтажки?
Помните, мы писали о том, как в Белгороде пациентка умерла от инсульта после визита скорой помощи? Что об этом говорила её дочь – можно прочесть в публикации журналистов Go31. Напомним коротко. Пожилая женщина ночью почувствовал себя плохо. Дочь вызвала скорую. Медики осмотрели её, сделали укол и уехали. Затем больной стало хуже. Приехала вторая скорая. Оказалось, что у женщины случился инсульт. Медики вызвали реанимобиль, которому не сразу удалось проехать через закрытый шлагбаум. Пациентку в состоянии комы отправили в Строитель, спустя время она умерла.
Два кейса
По сути история содержит два основных кейса.
● Почему медики из первой скорой не определили предынсультное состояние?
● Какую роль в произошедшем сыграл закрытый шлагбаум?
На первый вопрос нам ответили в департаменте здравоохранения Белгородской области. Там сообщили, что медики из первой бригады скорой помощи поставили диагноз (какой – неизвестно, об этом умолчали) и предложили госпитализацию, от которой, по словам чиновников, дочь пациентки отказалась.
Теперь – что касается шлагбаума.
Мы решили подойти к теме чуть шире и узнать у разных экстренных служб, насколько это для них проблемный вопрос? Ведь во дворы нужно заезжать не только скорым, но и полицейским, пожарным.
Фото: Сергей Егоров
Мэрия
Вначале несколько слов о том, как вообще шлагбаумы появляются во дворах многоэтажек. По этому вопросу нас просветили в администрации Белгорода.
Решение об установке шлагбаума на придомовой территории принимается собственниками квартир. Они имеют право ограничить использование земли под многоквартирным домом. Для этого нужно провести общее собрание жильцов и получить минимум две трети голосов.
Чиновники тоже не остаются в стороне: уже после общего собрания жильцы должны получить разрешение от департамента по развитию городских территорий мэрии Белгорода. Оно согласовывается с управлением безопасности и управлением ГОЧС (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
Важная цифра: на середину ноября 2021-го во дворах многоэтажек Белгорода насчитали 256 (!) шлагбаумов.
Фото: Сергей Егоров
Скорая
Как сообщили Go31 в правительстве Белгородской области, для медиков из неотложки закрытые шлагбаумы во дворах – действительно проблема. Нередки случаи, когда скорая из-за ограничения доступа не может подъехать непосредственно к дому или подъезду. Тогда бригада медиков вынуждена идти дальше пешком.
Тем самым значительно усложняется работа медиков при госпитализации пациента и доставке медицинского оборудования. Из-за этого увеличивается длительность выполнения вызова и время ожидания бригады на следующих вызовах,
– отметили в станции скорой помощи.
В медиа регулярно появляются сообщения об универсальных ключах, которыми якобы могут открываться все шлагбаумы. Так вот: у медиков таких ключей нет. По их словам, обычно шлагбаумы открывают сами больные [вы можете представить такую картину: у человека сердечный приступ, а он в домашних тапочках несётся открыть шлагбаум для скорой? Видимо, бывает и такое], их родные или соседи. Иногда помогает диспетчер скорой помощи – но это при наличии дистанционной системы управления системой доступа по звонку телефона.
По мнению сотрудников скорой, решить проблему может установка на всех шлагбаумах системы автоматического доступа для спецтранспорта. Сейчас она вроде как тестируется. Система должна открывать шлагбаумы при подъезде к ним автомобилей со спецсигналами.
Фото: Сергей Егоров
Полиция
Полицейские, как и следовало ожидать, тоже испытывают неудобства при невозможности проехать через опущенный шлагбаум.
У сотрудников полиции в ряде случаев возникают проблемы, связанные с установленными на въездах во дворовые территории шлагбаумами. Универсальные ключи для их отпирания у полицейских отсутствуют. В таких случаях приходится следовать к месту происшествия либо на вызов граждан в пешем порядке,
– рассказали Go31 в управлении МВД по Белгородской области.
В ведомстве уточнили, что в 2021 году не было случаев, когда из-за шлагбаума произошло что-то плохое, чего можно было бы избежать при отсутствии препятствия. С другой стороны, просто представьте ситуацию: кого-то бьют или даже убивают, а полицейские вынуждены в этот момент бежать неожиданную стометровку. Так себе картина, не правда ли?
Автомобили полиции, кстати, более манёвренные, чем скорые. Наши читатели рассказывали, что иногда стражи правопорядка просто объезжают шлагбаумы по бордюрам. Там, где это возможно, конечно. Другого способа преодоления преграды нет. Не таранить же его, в конце концов – это порча чужого имущества, наверняка выйдет себе дороже, какими бы достойными намерениями ты ни руководствовался.
Фото: Антон Вергун
Пожарные
В Главном управлении МЧС по Белгородской области журналистам Go31 порекомендовали обратиться в городское управление ГОЧС. Так мы и сделали. Спасатели ответили, что по закону любой шлагбаум в городе должен открываться по первому требованию представителей экстренных служб.
Въезд специализированного транспорта должен быть обеспечен путём ручного открывания при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи, а также путём установки программно-аппаратного комплекса «Система беспрепятственного доступа спецтранспорта» (оборудование устройства GSM-модулем), обеспечивающего автоматическую разблокировку шлагбаума при въезде специализированной техники на дворовую территорию,
– пояснили нам в управлении.
По словам спасателей, техника городского ГОЧС оборудована чип-кодами системы «Глонасс», позволяющими проезжать через шлагбаумы, на которых есть контроллеры автоматического отрывания. Однако это работает далеко не всегда: у большинства городских шлагбаумов таких примочек нет, как и универсальных ключей открытия.
Это является препятствием для проезда сотрудников поисково-спасательного отряда. Открытие шлагбаумов должны обеспечить жильцы многоквартирных домов,
– отметили в городского управлении ГОЧС.
По словам специалистов, известны и случаи, когда спецтехника не могла проехать к месту происшествия в самый ответственный момент. В частности, 14 ноября 2020 года из-за закрытого шлагбаума и припаркованных как попало машин пожарные не смогли беспрепятственно проехать к месту пожара в доме 34 на улице Губкина.
Произошла задержка со спасением двоих пострадавших. Один из них в дальнейшем скончался в карете скорой помощи,
– рассказали в ведомстве.