«Мы спасаем людям жизни, а они считают нас злом». Как проходят ночные рейды у белгородских гаишников
Каждого водителя хотя бы раз в жизни останавливали сотрудники ГИБДД. Иногда всё ограничивалось проверкой документов, иногда и до штрафа доходило, но обычно опыт общения с гаишниками у рядового автолюбителя небогатый. Мы же решили пойти, а точнее даже поехать чуть дальше и отправились с инспекторами в ночной рейд.
Пятница
Свой вечер пятницы я провёл в компании двух инспекторов ГИБДД, патрулируя ночной Белгород, беседуя о насущном и изучая профессию гаишника изнутри. Конечно, за пару часов полностью проникнуться сутью чужого ремесла невозможно, но вышло всё равно занимательно.
– Наша задача на сегодня – возить вас по разным местам и показывать разного рода «гадость», – сообщает мне мой гаишник, сидящий за рулём тонированной «Шкоды». Ему уже за 40, в полиции работает 20 лет. В тот вечер он был со своей напарницей, тоже гаишницей. У обоих зелёные жилеты, табельное в кобуре – всё по-настоящему.
Самое злостное нарушение
Если вкратце, то у нас в Белгороде есть аварийные места, где частенько попадаются пьяные водители. Отправляемся в такое: там как раз сейчас остановили машину, водитель которой подшофе. Скромно интересуюсь, стоит ли сегодня ждать какой-нибудь погони или другого ураганного экшена.
– Нет, какие там погони, – смеётся инспектор. – Погоней уже давно нет, дай бог одна в год случится.
– Как недавно в Дубовом, – вспоминает его напарница.
– И то, это скорее исключение из правил. Люди сейчас не такие шальные, как раньше.
Видео: Telegram-канал «Жесть Белгород»
Что правда, то правда. Тем не менее, пьяный водитель, как сказал мой гаишник, – самое злостное явление, самое опасное. Отлов таких ведётся чуть ли не постоянно, так как пьяный водитель подвергает опасности не только свою жизнь, но и окружающих. Всего лишь литр пива уже снижает реакцию, а в темноте, когда не видно ни зги, реакция нужна, да ещё какая. Тут без пива бы среагировать.
Подъезжаем к месту: частный сектор, неасфальтированный съезд, две машины, одна из них – полицейская. К ней мы и подходим. Внутри, рядом с инспектором, сидит подозреваемый. Я стараюсь не смотреть в его сторону, чтобы никого не смущать.
– Скажите, вы, получается, задержали пьяного водителя? – интересуюсь я у гаишника, составляющего протокол.
– Да, – отвечает сотрудник ГИБДД.
– А как вы определили, что именно это машину нужно остановить? Именно этого человека?
– В ходе отработки частного сектора проводилась остановка водителей.
– Может, есть какие-то приметы? Водитель как-нибудь подозрительно себя ведёт, уклоняется?
– Мы отрабатываем весь поток.
– И часто здесь попадаются нарушители?
– Периодически.
Отхожу от машины. Смущён теперь я.
– Не очень-то у вас разговорчивый коллега, – жалуюсь я своему гаишнику, который уже спешит везти меня дальше, смотреть новую «гадость».
– Так протокол под видеозапись составляется. Она в суд пойдёт, кто ж вам что на камеру скажет. Мы же не рентгены, не можем знать заранее. Вот и останавливаем всех.
Короче говоря, если вас остановил вечером гаишник – то это не обязательно из-за вашей кривой езды, бегающих глаз или подозрительно натянутой шапки. Просто они иногда всех подряд останавливают, для профилактики.
Не одним промилле едины
Два интересных факта. Первый: самый большой урожай пьяных водителей собирают не по пятницам. И даже не по субботам и не по воскресеньям. Однозначно вам, на самом деле, никто не скажет – гаишники сами не знают. Второй: иногда водителей под разными веществами попадается даже больше, чем водителей пьяных.
Самые «любимые» наркотики у водителей – синтетика и барбитураты. Если подозреваемый прошёл алкотест, но всё ещё выглядит подозрительно, то его могут отвезти в лабораторию, где уже придётся провести более детальное обследование.
Вот туда мы и отправились.
Приезжаем в наркодиспансер на Волчанской. Сюда как раз привезли водителя, предположительно под наркотиками. Спрашиваем у задержавшего его ДПСника, что произошло.
– Водитель имел признаки опьянения, поведение не соответствовало обстановке. Был отстранён от управления, права его ему были разъяснены. Было предложено на месте пройти освидетельствование с помощью алкотестера. Водитель согласился, результат оказался отрицательный. Но так как были основания полагать, что водитель находился в состоянии опьянения, предложено пройти медицинское освидетельствование. Был взят биологический объект – моча. Предварительно были выявлены барбитураты, заключение будет через две недели,
– отчеканил гаишник.
Сходу интересуюсь: а что делать, если биологический материал сдать надо, а в туалет не хочется, ну вот совсем? Оказывается, выход есть: ждать. По два часа, по три. Сидеть до последней капли. Но сдать. Терпение у гаишников не лопнет, не волнуйтесь.
На обратной дороге встречаем ещё один патруль гаишников-новичков. Они остановили подозрительно ведущего себя водителя и теперь интересуются у нашего более опытного коллеги – стоит ли везти того в наркодиспансер?
Нашему гаишнику хватило одного взгляда на водителя, чтобы понять, что ответ здесь однозначно «да».
– Смотри, как дёргается, – говорит он мне. – Такого оформлять надо.
Водитель, сидя внутри патрульной машины, тщательно пытается вести себя неподозрительно. Но выходит это у него плохо: вместо того, чтобы общаться спокойно, он дёргается, бегло смотрит по сторонам, совершая кучу ненужных движений.
Вот и куда он может так доехать? В лучшем случае – в наркодиспансер, если успеет попасться сотрудникам ГИБДД.
Не всем дано понять
Когда основная «гадость» уже изучена, самое время поинтересоваться и личным.
– А что вас привело в эту профессию? – спрашиваю у своего гаишника.
– С детства мечтал стать инспектором ГИБДД.
– Правда? А что привлекло?
– Возможность спасать людям жизни. Многие считают, что нам лишь бы кого-нибудь оштрафовать. А ведь мы важным делом занимаемся – профилактикой ДТП. Сейчас, конечно, везде наставили камер, но ведь они нас не заменят. И пока есть эта потребность быть нужным людям – работа будет нравиться.
– И в чём суть вашей профилактики?
– Предупреждение нарушений. Административное наказание – уже крайняя мера. Но даже если мы человека оштрафуем, то он потом десять раз подумает, прежде чем опять что-то нарушать. Вдруг мы рядом.
Пешеходы
И действительно. По ходу дела останавливаем у вокзала парочку пешеходов, переходивших дорогу в неположенном месте. Сперва за такого рода нарушение выписывают предупреждение, но ежели попадёшься повторно – жди штрафа.
– И самое обидное в нашей работе, – продолжает мой собеседник, – что люди не понимают, что мы работаем на их благо, а считают нас злом. Но ведь человек потом нас увидит, подумает, что лучше дойду до зебры. А это «дойду» может и жизнь спасти. Но мало кто это поймёт, никому не хочется получать штрафы.
А вот на слово «гаишник» гаишники совсем не обижаются.
– А как ещё нас называть-то? Пока сотрудник ГИБДД выговоришь – язык сломаешь. Главное, чтобы не как-нибудь хуже.
Так что зовите их так на здоровье. И если не хотите гаишников обижать, то просто относитесь к их работе с пониманием.
Артём Черненко
фото: Антон Вергун