От сахара коричневого до рафината с буквой «т»: секреты сладкого продукта
Приверженцы ЗОЖ пьют НЕмолоко, не покупают обычную соль, едят хлеб без глютена и коричневый сахар. Медики не особенно поддерживают такие вкусовые предпочтения, кроме, возможно, йодированной соли. Её польза не вызывает никакого сомнения. Что касается остального, вопрос остаётся открытым. Мы вернёмся к этой теме и поговорим, откуда берутся растительное молоко и хлеб без глютена, а сегодня остановимся на одной модной среди белгородцев новинке – коричневом сахаре.
Жёлтый и коричневый
Любой россиянин знает, что сахар – это белые кристаллы или белоснежные кубики. Откуда же у него берётся коричневый цвет?
На этот вопрос мы попросили ответить директора Чернянского сахарного завода Светлану Деордицу. Она посвятила нас в тонкости технологического производства сладкого продукта.
После того как свёклу помыли и сделали из неё стружку, её варят в диффузионном аппарате. В результате получается диффузионный сок и жом. Ну, жом идёт на корм животным, а с диффузионным соком продолжаем работу. Чтобы избавить его от примесей и аминокислот, используют известь и ситуационный газ – с их помощью мы разлагаем несахара, которые и дают цвет конечному продукту. Если сок очистить не полностью, то получим сахар жёлтого или коричного цвета. Он считается некондиционным, такой продукт, конечно, в продажу не поступает,
– говорит Светлана Деордица.
А вот коричневый сахар, который можно увидеть в магазине –это нерафинированный тростниковый сахар. Он состоит из кристаллов сахарозы, покрытой тростниковой мелассой. Его производят в Таиланде и на Кубе.
Кстати, в отличие от свекловичного сахара, тростниковый собрат содержит в 20 раз больше калия, в 10 раз больше железа, а кальция – аж в 85 раз. В нём есть витамины группы В, которые не встречаются в свекловичном. А ещё он имеет карамельный привкус и нежный запах, именно поэтому его предпочитают использовать в кулинарии.
Загадочная меласса
А что это за меласса такая, которая входит в состав тростникового сахара? Оказывается, за красивым названием скрывается кормовая патока, побочный продукт сахарного производства. Но если тростниковые отходы востребованы в производстве, то свекловичная патока такой популярностью похвастаться не может.
Именно тростниковая меласса является основным ингредиентом большинства ромов, за исключением французского rhum agricole и кашасы, которые готовят непосредственно из тростникового сока. Её используют и для домашнего приготовления рома и как сироп для блинчиков, и даже основу для соусов. Неслучайно её ещё называют тростниковым мёдом. Мы даже на «Авито» в Белгороде нашли объявление: продаётся 4 килограмма мелассы за 900 рублей.
Увы, свекловичная меласса не обладает приятным вкусом, зато содержит много сахара. К сожалению, выделить из неё сахар довольно сложно из-за высокой вязкости. Раньше вся меласса уходила на корм скоту. Сейчас есть три российских завода, способных перерабатывать свекольную патоку, на них установлены станции по дешугаризации мелассы.
РафинаТ
Из мелассы производят бетаин – это аминокислота, которая используется в парфюмерии, косметологии, фармацевтике. Ещё один отход производства – рафинат, иначе говоря, обеднённая меласса. После переработки в нём остаётся не больше десяти процентов неизвлекаемого сахара. Рафинат идёт на корм зверюшкам и поступает на биогазовые станции. Как известно, биогаз возникает в результате разложения органической массы как продукт обмена веществ метановых бактерий. Учёные говорят, что за биогазовыми станциями –будущее. Биогаз можно использовать как топливо в домашнем хозяйстве, в среднем и мелком бизнесе, для отопления жилища, приготовления пищи и других надобностей.
Виктория Передерий