Комбайн с джойстиком, беспилотник и обед в поле: как живётся современным механизаторам
Согласитесь, нечасто нам приходится бывать в полях, смотреть, как работает уборочная техника. А уж чтобы почувствовать себя на месте комбайнёра – такое только в фантазиях и приснится.
Белгородским журналистам недавно повезло выехать на свекловодческое поле. Решили посмотреть, откуда, так сказать, у сахара ноги растут, и как работают комбайны. В поле нас угостили настоящим механизаторским обедом, показали беспилотник и дали прокатиться в кабине комбайна.
Зелёное облако
Когда читаешь информацию о том, что сахарную свёклу у нас в области убирают с площади свыше 53 тыс. гектаров, на середину сентября работы проведены на 4,6 тыс. гектаров, собрано свыше 176 тыс. тонн корнеплодов – кажется, что уборка сельскохозяйственной продукции дело такое же скучное, как сами цифры.
С такими мыслями в один из солнечных сентябрьских деньков мы и ехали на поле. И как же были неправы! Сразу очаровала картинка – комбайн высыпает собранную свёклу. Ещё больше впечатлил вид огромной уборочной машины, которая двигается по полю, словно корабль по водной глади, только гонит перед собой не голубую волну, а зелёное облако из разрезанной на мельчайшие части свекольной ботвы.
Комбайны недавно вышли на свекольные поля и начали сбор урожая. Им нужно справиться до первой недели ноября, когда приходят первые заморозки. Машины копают ровно столько, сколько готов в день переработать сахарный завод. Долго хранить урожай под открытым небом нельзя – свёкла начнёт гнить.
Казалось бы, какая особая сложность может быть в этом корнеплоде. Однако с точки зрения аграриев, подумать только – это одна из самых непростых и затратных культур. Её трудно выкопать, она сложна в переработке, да и в хранении тоже.
Умный комбайн
Работал на поле современный немецкий комбайн «Холмер». По словам специалистов, в нём настроена автоматическая система, уже заложен маршрут, а механизаторам надо только поворачивать при переходе на очередной участок.
Когда нам предложили прокатиться в кабине, никто не отказался. Всё-таки не каждый день удаётся посидеть в такой машине.
Чтобы оказаться на месте комбайнёра, поднимаешься по специальной приставной лестнице – высота довольно приличная, больше двух метров.
В кабине не очень много места, она рассчитана на одного человека, но всё очень комфортно устроено: хороший обзор впереди, монитор слева от водителя – на него передаётся изображение с видеокамер, и руль управления, похожий на джойстик. Вот раздолье какому-нибудь геймеру. Если повернуться назад, то можно увидеть, как в бункер сыпется выкопанная свёкла.
– Трудно управлять? – спрашиваю механизатора.
– Первые комбайны был, как самолёт – столько кнопок. Этими управлять легко. Хоть и сложные машины, но они устроены проще.
Юрий Солодилов работает на комбайне больше 30 лет. Попытался когда-то найти работу в городе. Не получилось. Вернулся в деревню и сел за руль комбайна. Столько лет работает на уборке сахарной свёклы, а к сладкому равнодушен и сахар не любит.
Управление
Пока едем с Юрием, беседуем. Комбайнёр сетует, что было мало дождей, поэтому и земля твёрдая.
– Музыку включаете в кабине?
– Бывает.
– Рабочий день долго длится?
– В сезон, как сейчас, работаем сутки.
– И как справляетесь?
– Привык уже. В обед час перерыв, вечером поел, обслуживание сделал, и за руль.
– Ночью ведь темно.
– У него фары мама не горюй, как днём всё видно.
– Потом домой приходите и, наверное, сутки спите?
– Практически. Меня родные, считай, не видят. На следующий день снова на работу.
– Что делаете, чтобы ночью в сон не клонило?
– Не до сна. Пока выйдешь, обслужишь комбайн, устранишь какие-то неполадки, сон и разогнал.
– Комбайн сам выбирает дорогу или вы его направляете?
– Я корректирую направление. Ввожу машину в рядок, нажимаю кнопку и фиксирую таким образом. Вот эта штука впереди, посередине [показывает выступ внизу кабины], она и ведёт комбайн. Бегает от свёклы до свёклы и держит направление.
– Бывает, что комбайн выскакивал из рядка?
– Да, бывает, отвлечёшься, он сбивается, резко дёргается, просыпаешься от этого мгновенно. А если с сидения встать, то вся система сразу блокируется, и комбайн моментально останавливается. Можно и в стекло обзорное влететь лбом, мало не покажется.
Искусственная птица
Сейчас аграриям в работе помогают и беспилотники. Нам показали один такой. Он может разгоняться до 60 километров в час. Заряда хватает на полчаса работы, есть запасные аккумуляторы, но больше, собственно, и не надо. В задачу дрона входит снять видео и передать изображение на землю. Агроном видит всё на экране пульта управления. И понимает, где у него хорошо взошли культуры, где есть проблемы, а где урожай болеет или сохнет. Чтобы проверить состояние зерновых или корнеплодов и обойти поле, нужно время. Дрон делает за человека эту работу всего за несколько минут.
Управлять беспилотником легко, рассказывает агроном Евгений Дубенцев. Пока лёгкая искусственная птица скользит в небе, на мониторе видно зелёное поле, небо, тёмные островки земли, где уже выкопали свёклу. Евгений говорит, что самое сложное было – изучить инструкцию, она на английском языке, и разобраться в терминах. Зато теперь даже трудно представить, как работали раньше без таких летающих помощников.
Полевой обед
Пока мы катались на комбайнах, снимали процесс сбора свёклы и следили за летающим в небе дроном, пришло время обеда. Питание у механизаторов строго по расписанию. Работа тяжёлая, нужно хорошо есть.
Мы ожидали чего угодно: полевого супа в кастрюльке, контейнеров с едой, даже сухпайка. Но оказалось, что обед механизаторам привозят в специальных термосах, в которых аккуратно упакованы сразу три судка: для супа, каши и котлеты. Отдельно в пластиковой ёмкости салат со свежей капустой. На третье – компот и сладкий пирожок с повидлом. Суп был гороховый, очень вкусный. Рисовая каша и котлета горячие, а пирожок, как ему и полагается, мягким. Обедали прямо на поле, кто стоя, кто усевшись на землю. Обед на свежем воздухе понравился всем.
Записала Виктория Передерий
Фото автора