Как в белгородской ветлаборатории колбасу нарезают. Фоторепортаж
Африканская чума свиней, бешенство, поддельная колбаса из кожи – от этих напастей нас каждый день оберегают сотрудники белгородской межобластной ветеринарной лаборатории.
Начинается работа в отделе приёма: здесь специалист принимает пробу у заказчика, затем её идентифицирует, шифрует, обезличивает, взвешивает, передаёт в отдел, записывает задание. Объём работы большой.
При этом лаборатория принимает образцы со всей страны и даже со всего мира. Иногда поступают итальянские специи, а иногда что-нибудь и поэкзотичнее, например, материал из Парагвая или Новой Зеландии.
Но сдать что-нибудь на проверку может не только парагваец, но и белгородец, причём любой желающий. То есть можно просто прийти в отдел и выложить на стол кусок колбасы, бутылку вина, ломоть хлеба, пачку яиц или молока. Затем заполнить заявку – и вуаля! – образцы направятся на анализ вглубь лаборатории. Главное, чтобы массы хватило, а там уже и состав оценят, и всё остальное. Но это уже в другом отделе.
Так мы плавно подобрались к отделу патологоанатомического вскрытия и гистологии. Здесь уже исследуют поступившие образцы, будь то сосиски или части тела животных. Есть даже дегустационная комиссия и «вскрывочная» – не каждое медицинское заведение может таким похвастаться.
Есть и микротом, на котором на микрокуски нарезают обычную колбасу. Толщина среза поражает: всего 9 микрометров! Для осознания масштаба, просто прикиньте, что средняя толщина человеческого волоса – от 40 до 120 микрометров. Любопытно, как бы смотрелся такой кусочек колбаски на бутерброде, не правда ли?
Затем полученный срез окрашивают и изучают под микроскопом. Вот, например, как выглядит всеми любимая колбаска в многократном увеличении:
Стоит отметить, что в этом году 24 пробы мясных продуктов из 62 не прошли проверку и оказались фальсификатом. Тем не менее, фальсификата на полках магазинов становится всё меньше, и это факт.
Но не одной колбасой занимаются в лаборатории. Изучают также заболевания животных и птиц в вирусологическом отделе. Здесь следят, чтобы братья наши меньше не подхватили и не распространили бешенство, птичий грипп и африканскую чуму свиней.
200 тыс. исследований проводят ежегодно. И это дало свои плоды – ситуация с бешенством в регионе улучшилась. Так, всего 11 случаев бешенства зарегистрировано на сегодняшний день с начала 2021 года. Основные пациенты – кошки и собаки.
В августе же бешенство зарегистрировали целых 4 раза – это многовато, учитывая, что в среднем в месяц находят один-два случая. К сожалению, заболевшие животные не прошли лечение и погибли. А их владельцам повезло чуть больше – им просто светит вакцинация.
Есть в лаборатории и отдел бактериологический. Он работает сразу в четырёх направлениях. Первое – приготовление и контроль питательных сред, в которых затем и проводят исследования.
Второе направление исследует все виды пищевой продукции – начиная с супа и заканчивая сырым мясом. Ещё одно направление – сан-зоо исследования. Там изучают почву, воду, удобрения, смывы из агрохолдингов и хозяйств.
Последнее, четвёртое – диагностика заболеваний животных. Причём работа ведётся с особо опасными заболеваниями – изучают сибирскую язву с туберкулёзом.
Так и работают в белгородской ветеринарной лаборатории. Работают усердно, учитывая, что нужно не только следить за качеством еды и состоянием животных, но ещё и успевать бороться с компаниями-фантомами. Это такие паразиты, которые прилепляются к известным холдингам и торгуют потом поддельной едой.
Артём Черненко
Фото автора